Презентации к методическому объединению учителей начальных классов на тему Формирование учебной мотивации


Формирование мотивации к учению у младших школьников Как пробудить у учащихся начальных классов интерес к учёбе? «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский «Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить!» Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать, побуждать. Мотивация – это ключ к успеху в учебе. Ведь мотивированный школьник энергичен, с энтузиазмом учится и с удовольствием и без особых трудностей достигает успехов, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Потребность – «Хочу узнать»Мотив - «Зачем мне это надо?» Цель – «Что для этого надо сделать?» Формирование мотивации – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению. Я хочу узнать!Я смогу это сделать!У меня обязательно всё получится! ВНИМАНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЕ РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика Вопросы учителей: Что же делать, если ребенок не хочет учиться?Как оживить урок? Как поддержать интерес к предмету и желание изучать то, что кажется хорошо знакомым или наоборот бесполезным в реальной жизни?Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса у учащихся? Условия для развития познавательного интереса: Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний.Работа в группах и парах.Применение ИКТ на уроках Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.Обучение должно быть трудным, но посильным – разноуровневые задания.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.Позитивная психологическая атмосфера урока.Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме.В обучении должны создаваться возможности для творчества.Создание на уроке ситуации успеха для учащихся. Что же дает высокая мотивация учения ребенку?Чувство уверенности в собственных силах после решения трудной задачи;повышение собственной значимости;признание учителей и сверстников;развитие творческих способностей;гордость собой и своими успехами;статус успешного человека. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение: Урок-путешествие;Урок-игра;Урок-викторина;Урок-исследование;Урок-защита творческих работ;Сюжетные уроки. Формы внеурочной работы: участие в предметных олимпиадах, интернет - конкурсы, проведение викторин,проектно-исследовательская деятельность,тематические праздники, экскурсии, и многие другие. Занимательные игры, творческие задания: задачи в стихах;задачи-смекалки; задачи-шутки, драматизированные игры; интересные факты; ребусы, головоломки; кроссворды. Составление загадок, ребусов, кроссвордов;Мини-сочинения;Сочинение сказок;Драматизация эпизодов;Самостоятельное издание книжки - малышки. Ребусы Развитие учебной мотивации, формирование устойчивого интереса к учению — это процесс длительный, кропотливый ицеленаправленный.