Презентация Обновление образовательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГОС


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«СОШ № 31 им. Нури Цагова»МКУ «Департамент образования местной администрации г.о. Нальчик»дошкольный модуль детский сад № 73  Консультация для педагоговТема: «Обновление образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГОС ДО»Воспитатель: Черкесова О. Б. «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО»«ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Цель: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи:Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.Раскрыть системную направленность ФГОС ДО. Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.  Основные принципы ФГОС ДО:●  поддержки разнообразия детства;●       полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;●            создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностямии   склонностями;●    содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;●     приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;●    формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;●  учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей. Цели: ●      обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;● обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; ●       сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.   Задачи:● охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия); ●        сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой; ● формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; Образовательные области: ● социально‑коммуникативное развитие;● познавательное развитие;● речевое развитие;● художественно‑эстетическое развитие;● физическое развитие. Аспекты социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста:            1       Предметно-пространственная развивающая образовательная среда;               2    Характер взаимодействия со взрослыми;               3   Характер взаимодействия с другими детьми;                4   Система отношений ребенка к миру, к другим людям, к самому себе. Понятие предметно-развивающая среда«система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых». Цель создания развивающей средыЦель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности: витальных, социальных, духовных. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. Принципы при формировании предметно-пространственной среды рекомендованные ФГОС:- принцип дистанции позиции при взаимодействии;- принцип активности самостоятельности, творчества;- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;- принцип комплексирования и гибкого зонирования;-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетическойорганизации среды);- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ);- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Требования ФГОС к развивающей предметно- развивающей среде● реализация различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;● в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Развивающая предметно-пространственная среда    Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы Транспортируемость         пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность :возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;              Вариативность среды предполагает:●    наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;●     периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.   Доступность  доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс;   свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Безопасностьпредполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Функции предметно-пространственной средыИнформационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным. Предметно – развивающая среда в детском саду должна:Иметь привлекательный вид;Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;Снимать утомляемость;Положительно влиять на эмоциональное состояние;Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью. Показатели оценки развивающей среды:Положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;Отсутствие конфликтов среди детей;Наличие продуктов детской деятельности;Динамика развития ребенка;Невысокий уровень шума. Функции педагогаФункция педагога заключается в том, чтобы, используя предметно - развивающую среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении. Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.4. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.5. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Таким образом, развивающая среда – это организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.Спасибо за внимание!