Презентация выступления на тему Создание проблемных ситуаций на этапе усвоения новых знаний


Создание проблемных ситуаций на этапе усвоения новых знанийНоркина Г.П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Аскиз Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:– проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;– поиск истины (способа, приема, правила решения);– различные точки зрения на один и тот же вопрос;– противоречия практической деятельности. Проблемная ситуация Условия использования проблемных ситуаций:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}учащиесяучитель1.Определяют области «незнания» 2.Открывают «новые» знания3.Переносят знания в новую ситуацию1.Создает проблемную ситуацию2.Фиксирует затруднения Приемы организации проблемных ситуаций{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}затруднениеудивлениеЗадание, не выполнимое вообщеОдновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или взаимоисключающих точек зренияПрактическое задание, не сходное с предыдущимСталкивание мнений вопросом или практическим заданием. проблемное изложение проблемная демонстрациямыслительный проблемный экспериментигровая проблемная ситуация практическое задание на «ошибку» проблемный вопрос Приемы создания проблемной ситуации Пути, приводящие к проблемной ситуации Существуют разные пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации:– побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;– подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия;– применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.   С помощью проблемных ситуаций решаются многие педагогические задачи:1. Самостоятельный поиск новой информации.2. Самостоятельная работа с учебником.3. Овладение навыком решения задачи.4. Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.5. Развитие личностных качеств.6. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.7. Решение проблемы психологического комфорта на уроках. Формируемые универсальные учебные действия{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Проблемная ситуациярегулятивные организовывать свою деятельность решать проблемыпознавательные извлекать информацию делать логические выводыкоммуникативные вести диалог взаимодействовать с людьмиличностныедавать нравственную оценку ситуацииосуществлять нравственный выбор Примеры проблемной ситуации Тема: «Правописание корней лаг- –лож-». 5 класс (элемент урока) Словарно-орфографическая работа(запись слов в словарик, выделение орфограмм в этих словах): полог – занавеска, закрывающая кровать; пологий – покатый, не крутой. Актуализация знаний: I II Н..винка Г…товить М…стечко М…нута Д…леко К…мандир Б…рега М…лина П…дарить Б…лконвставить пропущенные буквы, пояснить написание слов в группах (два ученика работают у доски, остальные – на местах). Побуждающий диалог:В каких словах гласные можно проверить, а в каких – нет? (В первом столбике гласные можно проверить, во втором –надо запомнить).Каким способом мы проверяли безударные гласные в корнях слов? (Изменением формы слова; подбором однокоренных слов). Создание проблемной ситуации:Прилагательное, изложение, выложить, положить, полагать, заложить, предполагать, слагаемое, предложный. Подводящий диалог1. Все ли гласные в корнях ударные? (Гласные в словах, кроме глагола предположим и прилагательного предложный, безударные).2. Одинаковые ли буквы стоят после корня? (После корня лож- стоят разные буквы: е, и, н, после корня лаг- только буква а).3. Можно ли проверить ударением предложенные слова? (Пользоваться проверочными словами при написании данных слов нельзя). Работа с таблицей распределения корней лаг– лож-.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Лаг-лож-1. Прилагательное, полагаться, предполагать, слагаемое.1. Выложить, положение, положить, заложить, предположим, предложный, изложение. Подводящий диалогПо какому признаку слова в разных столбиках распределены по группам?Что объединяет слова в разных группах?  Вывод (делают дети): в безударном положении пишется а, если за корнем тоже стоит а; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а). Перед г пишем а, перед ж пишем о. «Подводные камни» в применении проблемных ситуацийНо нет ничего совершенного. Да, как учебный предмет русский язык открывает большие возможности в применении проблемных ситуаций. Но и здесь есть свои «подводные камни». Во-первых, не каждый урок может быть проблемным. Есть причины, при которых создание проблемной ситуации нецелесообразно. Опираясь на свой опыт, могу выделить следующие:сложность материала – в этом случае погружение учащихся в проблемную ситуацию потребует слишком много времени;материал абсолютно новый – при этом у учащихся нет опорных знаний, на основе которых можно было бы подвести их к проблеме; сам материал при этом является для них одной большой проблемой;материал чисто фактический – отсутствует проблема как таковая;у учащихся нет интереса и нет необходимой базы знаний. Кроме всех педагогических и методических достоинств, названных выше, хочу отметить ещё и о то, что сама по себе проблемная ситуация – это ещё и прекрасная возможность создать на уроке ситуацию успеха для отдельно взятого ученика. Каждая (пусть даже самая маленькая) удача стимулирует ребёнка, заставляет его поверить в свои силы, создаёт благоприятный психологический фон работы. А всё это, в свою очередь, позволяет идти дальше: повышать уровень сложности проблемных ситуаций, делать акцент не на факте приобретения знания, а привлекать внимание к самому процессу получения информации, оттачивая тем самым общеучебные способности ученика анализировать, рассуждать, систематизировать, выделять главное и т.д.