Презентация по биологии Органы дыхания человека. Газообмен в легких и тканях (8 класс)


Органы дыханиячеловека. Газообмен в легких и тканях.урок биологии в 8 классеСоставила: учитель биологии МБОУ СОШ с.Кок-Чыраанский Ондар Аржаана Анатольевна Цели и задачи урока - раскрыть значение органов дыхания;-раскрыть взаимосвязь органов дыхания и органов кровообращения;- показать роль кислорода в энергетическом обмене;-познакомиться со строением и функциями органов дыхания;-рассмотреть функции гортани как органа голосообразования. Задания на повторение или подготовка к новой теме Объясните схему Организм-- клетка--- ткань--- орган---- система органов ---- организмОтветьте на вопрос: Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Что это? Назовите их функции План работы 1. Значение дыхания2. Органы дыхания: строение и функции.3. Газообмен. Связь дыхательной и кровеносной систем.4. Закрепление:- заполнение таблицы с использова-нием учебника,- проблемные вопросы- «собери модель»-тест-заполнение листа достижений, рефлексия И это все о воздухе… Почему говорят: « Это нужно нам как воздух!» выражает потребность организма в воздухе;В 1846 году на судне « Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшись во время шторма в трюме, хотя судно осталось невредимым. Почему все погибли? Ответ прост: им не хватило воздуха. Ведь никто не знал, что для дыхания человеку необходимо 2 куб. м в час. Что такое дыхание? Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой. Процесс дыхания состоитиз четырех этапов: обмен газов между 2)обмен газов между легкими и кровью;3)транспорт газов кровью; 4)газообмен в тканях. Органы, которые проводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань трахея, бронхи. Носовая полость Строение: состоит из нескольких извилистых носовых ходов. Внутренняя поверхность выстлана мерцательным эпителием. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных капилляров.Функции: согревание, увлажнение воздуха и очищение его от пыли; защита организма от вредных воздействий через воздух; восприятие запахов (орган обоняния). Из носовой полости воздух попадает в носоглотку,а затем в глотку, с которой сообщается ротовая полость. Из глотки воздух попадает в гортань. Гортань – орган голосообразования Строение: широкая трубка, напоминающая воронку, состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Вход в гортань защищает особый полуподвижный хрящ – надгортанник.Функции: Защита воздухоносных путей от попадания в них пищи; образование звуков. Из гортани воздух попадает в трахею. ТрахеяСтроение: широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием.Функции: свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку.БронхиСтроение: ветвящиеся трубки более мелкого диаметра. Состоят из хрящевых колец, которые защищают их от спадания во время вдоха.Функции: Поступление воздуха к альвеолам легких. Заполнить таблицу Орган дыхания Строение Функция Носовая полость ? Согревает, увлажняет, очищает ? ? Проводит воздух в гортань Гортань Вид воронкиСтенки образованы хрящамиИмеет голосовые связки? ? Орган дыхания Строение Функции ? широкая трубка, состоящая и хрящевых полуколец с мягкой стороны, обращенной к пищеводу. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. свободное прохождение воздуха в легкие, выведение пыльцевых частиц из легких в глотку. Бронхи ? Поступление воздуха к альвеолам легких. Органы дыхания выполняют лишь первую частьгазообмена. Остальное выполняет система органовкровообращения.Между дыхательной и кровеноснойсистемами существует глубокаявзаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечиваю-щее газообмен между воздухом и кровью тканевое дыхание, осуществляю-щее газообменмежду кровью и клетками тканей. Легкие занимают все свободное пространство в грудной полости. Расширенная часть легких прилегает к диафрагме. Общая поверхность легких 100 м2. Каждое легкое одето оболочкой - легочной плеврой. Грудную полость тоже выстилает оболочка – пристеночная плевра. Между пристеночной и легочной плеврой узкая щель – плевральная полость, которая заполнена тончайшим слоем жидкости, которая облегчает скольжение легочной стенки во время вдоха и выдоха.По учебнику назовите органы, указанные цифрами на рисунке. Легкие человека состоят из мельчайших легочных пузырьков – альвеол. Альвеолы густо оплетены сетью кровеносных сосудов – капилляров. Образованы альвеолы эпителием, который выделяет специальную жидкость, тончайшей пленкой выстилающую альвеолу. Ее функции: уменьшает поверхностное натяжение и не дает альвеолам смыкаться; убивает микробов, проникших в легкие. В альвеолах осуществляется газообмен между кровью и окружающим воздухом путем диффузии. Используя таблицу в тетради, объясните следующие факты: 1. Почему дыхание через нос предпочтительнее, чем через рот?2. Щелкните себя по щеке – получился тихий звук. Надуйте щеку и щелкните по надутой щеке- звук громкий и звучный. Почему? Собери модель Класс делится на 2 – 3 группы по 5 человек.. Из предложенного материала составьте модель системы органов дыхания. Каждый ученик выбирает материал для одного органа дыхания и объясняет свой выбор. Вместе группа собирает модель системы органы дыхания. Дополни предложение 1.Газообмен между легкими и тканями происходит в …2. Воздух из трахеи попадает в …3. Гортань образована …4. Верхние дыхательные пути…. Заполнение листа достижений Я знал…..Я узнал……. Домашнее задание Параграф 22Задача: человек вдохнул сахарную пудру и через 10 минут почувствовал сладкий вкус во рту. Объясните это явление?