Презентация на тему Возрастные психологические особенности пятиклассников


Возрастные психологические особенности пятиклассников        Пятиклассник - переходный от младшего к подростковому возраст. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм-стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения – установление доверительно- дружеских отношений со сверстниками. Возрастные психологические особенности пятиклассников Социальные нормы поведения, установленные взрослыми, отходят на второй план. Пятиклассник переходит на внутригрупповые нормы поведения (те, которые установил он сам и его сверстники). Стремление к личному авторитету среди сверстников порождает активный поиск образца для подражания. Дети начинают играть роли в школе и дома (роль лидера, роль знатока, души компании, задиры), пробуют, как на эту роль будут реагировать взрослые. Характерно повышенное внимание ребенка к себе, к своей внешности, самопознанию, самовоспитанию. Наблюдается повышенная критичность к себе и окружающим. В этот период у детей очень шаткая самооценка. Она зависит от положительной или отрицательной оценки своих школьных способностей, от того, насколько налажены межличностные отношения со сверстниками, педагогами, каковы взаимоотношения в семье. В связи с этим начинают проявляться такие признаки, как упрямство, внутренние переживания,  стремление к самостоятельности, замкнутость (особенно когда родители не считаются с внутренним состоянием ребенка), ранимость, обидчивость и отгороженность.        Особенно обостряется чувство собственного достоинства ( ребенок либо отвечает на обиду дерзостью, что нас ошеломляет, либо переживает обиду в себе и еще больше отгораживается от нас). Дети формируют себе идеал (не всегда положительный) и стремятся ему подражать. Важно, чтобы в этот момент ребенок мог откровенно общаться как с родителями, так и с учителями. Нужно заранее задуматься о перестройке своего отношения к ребенку, отказаться от роли всезнающего наставника и принять роль старшего друга и товарища. Возраст характеризуется угасанием духа, интеллектуального соперничества, равнодушием к учебе. Учебная деятельность характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью. Дети не умеют планировать свои действия, контролировать их, часто перескакивают с одного на другое, не завершив начатое.  Все это связано с нервно-психическим состоянием школьников данного возраста.