Презентация к уроку литературы на тему А.А.Фет. Весенний дождь (5 класс)


Афанасий Афанасьевич Фет«Весенний дождь» Поэт – тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит.А.А.Фет Актуализация знаний Что такое лирика?Лирика – род литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Что такое рифма?Рифма -  созвучие окончаний стихотворных строк.

style.rotation
style.rotation Биография ФетаОтец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком. Мать Афанасия Фета, Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию. Каролина Шарлотта оставила на родине мужа и дочь. Их сын Афанасий, будущий поэт, был записан на фамилию отца. Это не соответствовало законам того времени, так как ребенок родился до венчания родителей. Позже у Каролины Шарлоты и Шеншина родилось еще два сына и две дочери.

style.rotation Биография Фета1834 год – семья переезжает в город Верро в Лифляндии (ныне Выру, Эстония). Чтобы подготовиться к поступлению в Московский университет, Афанасий отдан в частный пансион профессора Погодина. Здесь и проявляется незаконность его записи на фамилию Шеншин. Приходится брать фамилию матери. Будущий поэт становится Афанасием Фетом и одновременно лишается всех привилегий потомственного дворянина. Афанасий много переживает по этому поводу, и в результате вернуть себе утраченное положение становится целью всей его жизни. Биография Фета1838 – 1844 годы – учеба в Московском университете.
Биография Фета1840 – выходит первый сборник стихов Афанасия Фета «Лирический пантеон». Биография Фета1845 - 1853 год - состоит на военной службе в кавалерии, в гвардейском лейб-уланском полку.
Биография Фета1857 год – в Париже Афанасий Фет женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого чаеторговца.
style.rotation Биография Фета1886 год – Афанасий Афанасьевич избран членом Петербургской Академии наук.1888 год – Фет добивается придворного звания камергера. Цель его жизни достигнута – он снова признан человеком дворянского сословия. День присвоения звания поэт считает днем, когда ему вернули фамилию Шеншин.
style.rotation
style.rotation Биография Фета21 ноября (3 декабря) 1892 год - Афанасий Афанасьевич Фет умирает у себя в имении. Похоронен в селе Клейменово, родовом имени Шеншиных.
Весенний дождьЕщё светло перед окном,В разрывы облак солнце блещет,И воробей своим крылом,В песке купаяся, трепещет.А уж от неба до земли,Качаясь, движется завеса,И будто в золотой пылиСтоит за ней опушка леса.Две капли брызнули в стекло,От лип душистым мёдом тянет,И что-то к саду подошло,По свежим листьям барабанит. Словарная работаКачаясь, движется завеса…Завеса – 1. Большая занавеска, закрывающая или отделяющая что-нибудь (устар.).2. (перен.) То, что скрывает, закрывает собой что-нибудь.(И.С.Ожегов. Словарь русского языка.)


Анализ стихотворенияКакова тема стихотворения?Какие образы предстают перед нами?Какой образ главный? Почему?Какие художественные средства использовал поэт?Тема – картина весеннего дождя.Образы солнца, воробья, дождя, сада.Образ дождя. Отражён в названии стихотворения.



Теория литературыЭпитет – это художественное определение предмета или действия.Золотая пыль, душистый мёд, свежие листья.
Теория литературыМетафора – переносное значение слова, основанное на сходстве и противопоставлении одного предмета или явления другому, скрытое сравнение. Теория литературы…И будто в золотой пылиСтоит за ней опушка леса.Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Теория литературыИ что-то к саду подошло,По свежим листьям барабанит.Олицетворение – придание неживому предмету свойств живого существа.
Анализ стихотворенияЧто помогает чётче представить, ощутить художественные образы?Поэт насыщает картину запахами («От лип душистым медом тянет»), цветом («солнце блещет», «в золотой пыли»), звуками (капли «брызнули в стекло», дождь по листьям «барабанит»). Стихотворение наполнено ощущением движения, жизни. Поэт прислушивается к звукам, обоняет запахи, внимательно, с любовью всматривается в мир.
style.rotation
style.rotation Анализ стихотворенияКакие глаголы и глагольные формы использовал автор в стихотворении? Выпишите их.Мы чувствуем движение, видим изменения в природе. Почти каждая строчка открывает перед нами новую картину. Поэт чередует перед нами крупный и общий планы, благодаря ярким, динамичным глаголам.
style.rotation Анализ стихотворенияКак пейзаж связан с чувствами человека?Прочитайте 1-е четверостишие. Какое чувство возникает у вас?Какое чувство преобладает во 2-м четверостишии?А в последней строфе?Радость.Тревога.Свобода.



Ф.А.Васильев. «Мокрый луг» (1872) Образы дождяr
Девушка летний дождьДождик, дождик, посильнейРассыпайся жемчугами,Чтобы в комнате моейСладко пахло тополями!Дождик, дождик, шибче лей,Лей потоки золотые – На траву, на голубей,На берёзки молодые!Г.Галина
Женщина дождя Поздней ОсениВсё дождь и дождь…Увяли розы.Цветы озябли, не цветут,И на деревьях только слёзы…Ещё неделька – и морозыК нам грозно с севера придут.М.П.Чехов Дождь - ребёнокКак весело и быстроПо всем зелёным листьям,По всем железным крышам,По цветникам, скамейкам,По вёдрам и по лейкамПролётный дождь стучит –Мальчишка – озорник.С.Маршак




Домашнее задание (на выбор)Нарисовать на альбомных листах иллюстрации к стихотворению «Весенний дождь».Выучить наизусть стихотворение «Весенний дождь». Сочинить стихотворение о дожде. Спасибо за урок!