Технология организации УВП в основной и старшей школе для детей с нарушением ОДА


Технология организации УВП в основной и старшей школе для детей с нарушением ОДАПодготовила Дементьева Татьяна Валентиновна, методист основной старшей школыtania_dementeva@mail.ru В Законе «Об образовании в Российской Федерации» Статья 10. Структура системы образования. Глава 2В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:1) дошкольное образование;2) начальное общее образование;3) основное общее образование;4) среднее общее образование.Дети достаточно неплохо справляются с обучением на первой ступени (основное общее образование), при этом закономерности между двигательными нарушениями и качеством освоения программ явно не выделяются. Учащиеся второй ступени (среднее общее образование) обучаются по специально адаптированной Программе специальной общеобразовательной школы для детей с ОВЗ. обучение и социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями; коррекционно-восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых умений и навыков. Организация УВП у детей с ОВЗ базируется на следующих общих принципах:1. Работа с детьми должна осуществляться специалистами с дефектологическим образованием или людьми, специально подготовленными через систему повышения квалификации.2. Каждый специалист планирует свою работу с учетом рекомендаций других специалистов (преемственность).3. Индивидуально-дифференцированный подход необходимо сочетать с групповыми формами работы. 4. При определении объема и характера проводимых занятий с детьми, необходимо осуществлять ежедневный учет психофизического состояния учащихся.5. Весь учебный процесс строится таким образом, что у детей формируется активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникативная активность, уверенность в своих силах.6. В коррекционном процессе работа по развитию нарушенных функций сочетается с формированием приемов их компенсации. Современная педагогическая технология в УВП - это модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению высокоэффективного учебного – воспитательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса.Само слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Основные составляющие такой готовности:сформированность учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;способность сознательно управлять своими действиями и психическими процессами (вниманием, памятью, мышлением, чувствами);способность к саморегуляции;качественный тип взаимоотношений (более «взрослый») с учителями и одноклассниками. Для успешного обучения детей с ОВЗ необходимо учитывать специфику возрастного психофизического развития обучающихся, психолого-педагогическую компетенцию родителей и педагогических работников. В современной школе много факторов риска дезадаптации, которая проявляется в проблемах школьного обучения:появление неуспешности в учебе;снижение учебной мотивации;возникновение конфликтных ситуаций в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик»;нарушение поведения.Гораздо чаще адаптационные трудности связаны с учебой Показателем адаптированности является сформированность универсальных учебных действий (УУД). Это означает: умение учиться. Здесь на помощь педагогу приходят ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, которые ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, стремящегося к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации). Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный. Элементы технологии :Реализация коллективных проектов с разделением ролей и функций.Урок, проводимый в форме беседы.Получение новых знаний на уроке посредством активной деятельности учащихся.Творческие задания, даваемые детям в соответствии с их наклонностями и интересами Строя УВП с учётом индивидуального подхода, учитывая особенности физического, психического развития обучающихся с ДЦП, педагоги нашей школы используют здоровьесберегающие образовательные технологии: системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, но и развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию С помощью информационных технологий учащимся становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры; управление непосредственно окружающей его обстановкой даёт ему веру в свои силы. Следует отметить, что в УВП учителя школы активно используют инновационные технологии (проектное обучение, ИКТ, практико-ориентированные технологии). Технология коррекционно-развивающего обучения Урок как система реабилитацииОбучение, основанное на интересе, успехе, доверии.Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия. Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления. Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов). Формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов.Дополнительные упражнения. Оптимальность темпа с позиции полного усвоения. Элементы технологииОпорные конспекты, опорные чертежи, сборные модели, наборы геометрических фигур Сенсорные модели для иллюстрации абстрактных понятийОбъекты, с которыми можно манипулироватьРаздаточный материал для не пишущих детей: элементы для составления формул, формулировок из слов Алгоритмы выполнения заданий по различным предметамУпрощённая терминология  Объекты, с которыми можно манипулировать Сенсорные модели для иллюстрации абстрактных понятий Объекты, с которыми можно манипулировать Приемы по развитию основных психических процессов:  восприятие (образное через коллаж); мышление (составление плана, анализ текста, работа с мнемотаблицей); память (зрительные опоры---коллаж, схемы, план, таблицы). Игровая технология Самостоятельная технология для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;как элемент более общей технологии;в качестве урока или его части (введение, контроль);технология внеклассной работы. Элементы технологииРолевая играНаписание эссе (я – президент Гондураса, что бы я изменил в стране)КонкурсыТворческое коллективное заданиеТеатрализацияРабота над проектами Результаты игровых методик могут быть представлены в виде художественного творчества Приём театрализации развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у учеников навыков социального общения Технологии коллективного способа обучения Ориентация на конечный результат.Передача полученных знаний друг другу.Сотрудничество и взаимопомощь между учениками. Обучение по способностям на основе разнообразия тем и заданий при разделении труда. ЭлементытехнологииРеализация коллективных проектов Совместные творческие заданияСотрудничество учащихся при выполнении практических и лабораторных работ http://www.ppt-to-video.com 10 класс Урок биологии в 6а и 7 в классах 7 и 6 классы Сложное решение задачи 11 класс Коллективная работа на уроке химии Технология личностно-ориентированного обучения ДиалогичностьДеятельностно-творческий характер обучения Поддержка индивидуального развития ребенкаПредоставление ребёнку свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения Элементы технологииРеализация коллективных проектов с разделением ролей и функцийУрок, проводимый в форме беседыПолучение новых знаний на уроке посредством активной деятельности учащихсяТворческие задания, даваемые детям в соответствии с их наклонностями и интересами Технология дифференцированного обучения Это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. При обязательном достижении базовой подготовки обучение происходит на индивидуальном максимально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Элементы технологииСистема разноуровневых заданий,дидактический материал, обеспечивающий дифференцированный подход,применение элементов игровой технологии и технологии коррекционно-развивающего обучения Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения в общеобразовательной школе: обучение является цензовым, т. е. обеспечивает школьникам образование в объеме соответствующих ступеней общеобразовательной школы;— в учебных планах и программах реализуется принцип последовательности изучения предметов;— построение программ соответствует основным дидактическим принципам. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в коррекционной части общеобразовательной программы должны быть предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций.Предметы коррекционного цикла выбираются в зависимости от имеющихся у детей нарушений. В них включены: Занятия адаптивной физкультурой. Логопедические занятия. Индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций.Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры речевых, двигательных нарушений для каждого учащегосяиндивидуально.  Рекомендации В своей работе специалист должен руководствоваться следующими положениями: приучение учащихся к самостоятельному овладению знаниями;выбор для каждого учащегося индивидуального темпа обучения;достижение результата, а не затраченное время — главный критерий обучения;использование системы контрольных промежуточных работ, которые корректируют результаты деятельности учащихся;обязательное владение базовым компонентом образования при максимальной индивидуализации обучения Вопросы индивидуализации обучения решаются через:— гибкий учебный план; адаптирование программы обучения в соответствии с возможностями ребенка;— общеобразовательные программы, приспособленные для коллективного и индивидуального обучения;— вариативные программы обучения с увеличением сроков обучения;— реализация базового стандарта образования за 10—11-й классы с увеличением сроков обучения на 1—2 года;— компьютеризация обучения (компьютеры и сопутствующие компьютерные средства), позволяющая включить в учебный процесс всех учащихся и, самое главное, учащихся с тяжелым поражением рук. Инклюзия детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условия современной школы может быть успешно реализованной при наличии и соблюдении двигательного, ортопедического режима и режима нагрузок, а также наличия специального оборудования для передвижения, специальной мебели и приспособлений для воспитания и обучения данной категории детей (доступная среда). «Всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать» (Коко Шанель)