Я люблю врагов, хотя не по-христиански. Они меня забавляют, волнуют мне кровь. Быть всегда настороже, ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться обманутым, и вдруг одним толчком опрокинуть все огром


МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ(1814-1841) «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» …Я В ОДИН ПРЕГАДКИЙ ВЕЧЕР УМУДРИЛСЯ РОДИТЬСЯ… ПЕРВЫЙ РУССКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ РОМАН(1837-1840) Этот роман – новый взгляд на человеческую природу, характер, связь социально-психологического, физического и духовного. Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости. «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Образ Печорина стал художественным открытием в русской литературе, за ним упрочилось название «лишний человек», что отразило процесс формирования общественного сознания в России. Наиболее точно определил особенности этого типа А.И.Герцен: «Печальный тип лишнего человека… является тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишними» эти герои стали потому, что определили свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью « в условиях обезличенной действительности николаевской России», что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине – есть трагедия сложившейся личности. Для изображения «истории души человеческой» Лермонтову пришлось прибегнуть к особой композиции романа, нарушающей хронологическую последовательность событий. ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ Мы знакомимся с центральным героем, слушая рассказ о нем Максима Максимыча, человека простого и не вникающего в душевные сложности другой личности. Особенности композиции Затем видим портрет героя ,описанный странствующим офицером.. И только потом читаем дневник самого Печорина Последовательность глав в романе Хронологическая последовательность «Бэла»«Максим Максимыч».Предисловие к «Журналу Печорина».«Тамань».«Княжна Мэри».«Фаталист». «Тамань».«Княжна Мэри».«Бэла».«Фаталист».«Максим Максимыч».Предисловие к «Журналу Печорина». Главы этого романа расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Если расположить повести в том порядке, в котором события происходили в жизни героя, то книга выглядела бы так:1. Следуя на Кавказ к месту назначения Печорин остановился в Тамани.2. После участия в военной экспедиции Печорин едет на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого.3. За участие в дуэли Печорина отправляют на «линию», в крепость на левом фланге, под начальство Максима Максимыча.4. Из крепости Печорин отлучается на две недели в казачью станицу, где держит пари с Вуличем.5. Через пять лет вышедший в отставку Печорин по дороге в Персию встречается во Владикавказе с Максимом Максимычем.6. На обратном пути из Персии Печорин умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»). От хронологической последовательности автор отказался. Главы в картинках «Бэла». «БЭЛА» «БЭЛА» «Максим Максимыч» Предисловие к «Журналу Печорина» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» Рисунок М.Ю.Лермонтова