Презентация к уроку:«Высшая нервная деятельность. Темперамент»


Выполнила: учитель 1 категории биологии и географии МБОУ «Никольская СОШ»Епифанова Татьяна Михайловна «Высшая нервная деятельность. Темперамент» Урок биологии 8 класса на тему: Цели работы: Обучающие - познакомить детей с типами темперамента, особенностями нервной деятельности человека, классификацией темпераментов.Раскрыть понятия: темперамент, характер, личность, выбор профессии.Осуществление межпредметных связей учащихся по литературе и истории.Развивающие - развивать у детей: мыслительные способности(анализ, синтез, обобщение), логическое мышление, память, устойчивое произвольное внимание, эстетический вкус.Воспитательные - воспитывать у ребят чувство собственного достоинства, потребность к самосовершенствованию своей личности, уверенность в успехе своей деятельности, самостоятельность мышления, аккуратность, гордость за историю своего Отечества и русскую литературу. Весёлый, энергичный, подвижный, возбудимый, настойчивый, общительный, раздражительный, не умеющий сдерживать свои эмоции Спокойный, оптимистичный, устойчивый, уравновешенный, подвижный уверенный Малоподвижная, неэмоциональная, спокойная, терпеливая, мудрая, сосредоточенная, внимательная. Впечатлительный, ранимый, робкий, обидчивый, плаксивый, необщительный Что такое темперамент? Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения, т.е. процессы возбуждения и торможения. Из истории учения о темпераменте. Гиппократ И.П. Павлов Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): Преобладание жёлтой жёлчи делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком. Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком. Преобладание крови делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником. Преобладание чёрной жёлчи делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») —меланхоликом. И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила, уравновешенность и подвижность. И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Психологическая характеристика темперамента. (Художник Херлуф Бидструп). Человек получает темперамент по наследству, но не надо идти на поводу природных качеств, а надо их развивать и совершенствовать.Например, холерику нужно учиться сдерживать свои эмоции, а меланхолику преодолевать трудности. СангвиникДеловит, неустойчив. Эмоционален, высокая работоспособность, неустойчивое внимание. Не любит однообразия, общителен, весел и жизнерадостен. МеланхоликТревожность, низкая работоспособность. Осторожный, осмотритель-ный, очень чувствительный, застенчивый, впечатлительный, легкора-ним, обидчив, скрытен, склонен уходить в себя. ХолерикНесдержанность, грубость. Резкий, вспыльчивый, энергичный, активный, нетерпеливый, незлопамятный, не-обидчивый, находчивый. Стремится к новому. Флегматик.Пассивный, инертный, вялый. Усидчивость, настойчивость. Спокоен, осторожен, выдержан, постоянен, аккуратен, последователен. Темперамент и характер Темперамент и профессия ХолерикТелерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист, снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер, строитель, режиссер, повар, следователь, геолог, электрик СангвиникМенеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и т.д. Флегматикмеханик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Меланхоликпедагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, ма-ляр, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, агроном, зоотехник, бухгалтер, авто-слесарь, слесарь, токарь. Темперамент и выдающиеся личности «Всякий человек есть творец своей судьбы»Древнеримский историк Гай Саллюстий Крисп Ф.И. Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик Волкова А. 21% 31% 31% 17% Морозова Р. 23% 37% 17% 23% Соловьева А. 29% 36% 19% 17% Потапенко И. 27% 29% 27% 18% Хусаинова А. 32% 27% 11% 30% Абдыкалыкова 31% 14% 24% 31% Айвазян А. 27% 29% 16% 28% Великанов В. 20% 22% 35% 23% Савельев В. 29% 31% 23% 17% Бушуев А. 21% 29% 32% 18% Сводная ведомость типов темперамента учащихся 8 класса Никольской СОШ Вопросы: Ребята, какую тему мы сегодня изучали?Что называется темпераментом?Кто из учёных первым создал классификацию темпераментов?Какой учёный создал современную классификацию типов нервной системы?В чём сущность этой классификации?Существует ли чистый тип нервной системы? Темперамент - это + или -Что на самом деле влияет на наши результаты?