Презентация по литературному чтению Упражнения для выработки навыка чтения


Система заданий для овладения навыком чтения и дальнейшего его совершенствования .Учитель начальных классов.Константиновской ОШСеменова Лидия Георгиевна Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. В период обучения грамоте каждый учитель сталкивается со следующими трудностями:разноуровневая подготовка учеников к обучению при поступлении в школу; часть учеников владеют приёмами чтения, часть не знают букв алфавита. учащиеся, имеющие учебные возможности ниже среднего, не могут при обычной методике обучения грамоте своевременно овладеть навыками беглого, правильного, выразительного чтения, что ведёт к отставанию и по другим предметам. отсутствие у некоторых учащихся интереса к учёбе.  Методику выработки беглого чтения разработал В. Н. ЗайцевВ книге Зайцева Всеволода Николаевича даны рекомендации по выработке беглого чтения, которые могут работать в любых условиях Рекомендации В. Н. Зайцева по выработке беглого чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.Жужжащее чтение.Ежеурочные пятиминутки чтения.Чтение перед сном.Режим щадящего чтения.Многократность чтения.Приём стимулирования учащихся. Группы упражнений способствующие обучению чтению и направленные на развитие речевого аппарата и развивающие четкость произношения;расширение оперативного поля чтения, развитие памяти и внимания; развитие правильности , безошибочности восприятия текста ; развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях ; развитие внимания к слову и его частям , как предпосылка правильного чтения;развитие скорости чтения при чтении вслух и молча .   Развитие речевого аппарата.Дыхательная гимнастика Артикуляционная гимнастикаФонетическая зарядка Дыхательная гимнастикаОбрызгайте белье водой ( в один прием, три, пять). Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза).Артикуляционная гимнастикаАОУЫЭ,  ЯЁЮИЕ,  АЯОЁУЮЭЕЫИ… АО, УА, АЫ, ИО, ЭА, АУ…З-С-Ж, Ш-Ж-С, С-Ч-Щ…Б-В-Г-Д-Ж-З, П-Ф-К-Т-Ш-С…Ба-бя   бо-бё   бу-бю  бэ-бе   бы-биЗа-зя    зо-зё    зу-зю    зэ-зе    зы-зиТра-тро-тру-три     бра-бро-бру-бри Чтение чистоговорок.Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.Жу-жу-жу – молока дадим ежу.Ло-ло-ло – на улице тепло.Му-му-му – молока кому?Ко-ко-ко – пейте, дети, молоко. Чтение и четкое проговаривание скороговорок Утром, присев на пригорке, учат сорокискороговорки.От топота копыт пыль по полю летит.Шел Егор через двор с топором чинить забор.Проворонила ворона вороненка. Фонетическая зарядка Самолёты взлетают: у-у-у.Машины едут: ж-ж-ж.Лошадки поскакали: цок-цок-цок.Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.Муха бьётся в стекло: з-з-з.Помоги слову найти последнюю букву.СЛО ЗГЛА МСТО КГРО НКРИ ЛПЛО БГРИ В Развитие речевого аппарата, активизация органов речи. Выполни по образцу. «Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно"Изобрази разговор животных. у-у-у-у   Работа над развитием зрительной памяти и восприятия Найди букву, расположенную в ряду букв. В БЯЪЬВЫРСоедини точки. Какие буквы получились?. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Скопируй. Допиши. ПрочитайПрочитай слова, написанные большими буквами. СнОоМс Допиши буквы.Прочитай заштрихованные слова.Найди среди букв слова. О К Р С О М Д Л Ю С Т Ъ Ш И Т Р А В А ЙСоотнеси слово и изображение. лиса белка Развитие памяти, внимания и расширение оперативного поля чтенияПрием фотографирования слов. Лев, мак, слон, тигр.На запоминание одной буквы даем 0,5 секунды. Итого 7 секунд на запоминание данных четырех слов. Просим ребенка исключить по смыслу одно слово и объяснить.Игра «Заполним квадраты» Учитель открывает квадрат, который был до этого закрыт листом бумаги. Дети пару секунд разглядывают его, после чего квадрат снова закрыватся. Дети стараются запомнить буквы и разместить их на своих квадратах в том же порядке, что и на классном квадрате.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УАН Поймай выделенное слово. Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, кисаЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лакЛАПА липа, лапа, папа, лисаИгра «Буква-хозяйка»рама раки каша Саша Маша Расширение поля зрения.Смотри на цифру. Читай слоги. Р 1 О Н 2 У С 3 Е Н 4 И К 5 УСоедини слоги. Прочитай слова. Развитие правильности, безошибочности восприятия текстаЧто изменилось?кони-киносон-нос липа-пила слон-стон рак-мак раки-рукиКакие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово? .. лесень ..вёкла .. лакат ..калка .. ровод ..колько ..рятки ..мелость Развитие правильности, безошибочности восприятия текста Исправь букву в словах. Соедини начало и конец словаПе яс Са чер По пог Ру нал Ве чейЧем различаются слова в каждом столбике?ЛУК – ЖУК РОТ – КРОТБИЛ – БЫЛ МЫЛ – МЫЛО Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровняхПрочитай слова наоборот. КЛОП КОКС КРАП НАСОСЗанимательные модели. _ е _ (мел, сел, лес) е_ _ _ (еда, ели, ела) е_ _ _ _ (енот, езда) _ е_ _ _ (леса, пела)Слова - невидимки.Я толстоногий и большой. С_ _ _.Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .А я – конечный результат. _ _ _ _. (Ответ: слон, стон, стог, итог). Упражнения, вырабатывающие внимание к словуЧтение слов на карточке за короткое время.вода, вата, море, лето, корова, собака, молоколодка, цветок, пирамида, бабочка, чистотаТренировка  в чтении однокоренных слов разных частей речи Вода, водный, водяной, водопад, водопровод, водянистый, наводнение.Родина, родной, родимый, родитель, родить.Спросить, спрашивали, спросят, спрошу, спросим, спросили, спросил, поспрашиваю, переспрошу, выспросить.Чтение слов, записанных пирамидкой. бури                                                     снег            ветры                                                   веснаураганы                                               ручьи     разыграйся                                          побежализаморозить                                          зазеленела Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча Слитное прочтение двух стоящих рядом букв. Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее еюЕд еж ек иж из ик ил им иф их ой!Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! Эй! Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-эЧтение трёхбуквенных сочетаний и словАга бай сам шар пахАут баз бык бер вонВыя дар дом бей елиЕму Зея сею уже зал Ива тик хил зим лифТих бия кар лих люкЛяп миф мул мыс мерНас нет нищ нот гну Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.Бокс борт борщ верх волкГонг диск Ейск зюйд ИездЛувр люфт лязг матч мозгНепр порт корт пунш РижтФакт финт фунт шурф щедр и др. Фразы для чтения.Морж мёрз, но полз.Майкл ел борщ и торт.На борт жал болт Чтение наиболее трудных однослоговых слов. Вверх взмах взнос взмыл вкладГвалт тракт Днепр Днестр дроздМонстр перст пёстр пункт складСмысл спорт столб стаж трескХвост Холмс штамп штурмЧтение двуслоговых слов.Аббат бедных бравоАбсурд без фар брикетАган белый бронза Фразы для чтения.Я вверх вёз хлеб.Жнец ждал.Плох дом.На наш дом грач сел.  Заключение При систематическом подходе в использовании этих упражнений ожидается положительная динамика в развитии навыка чтения у детей, обогащение словарного запаса, грамматических категорий, познавательных процессов.