Презентация на тему Мнемотехнические приемы и методы саморегуляции для повышения эффективности обучения.


Мнемотехнические приемы и методы саморегуляции для повышения эффективности обучения. Караковский В.А.«Без памяти — нет истории,  Без истории — нет культуры,  Без культуры — нет духовности,  Без духовности — нет воспитания,  Без воспитания — нет Человека,  Без Человека — нет Народа!» «Человек, лишенный памяти, перестает быть личностью»*** ПамятьПамять - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности и возвращение в сферу сознания.Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Память нужна для:запечатлениясохранениявоспроизведения забывания информации Забывание информацииВ ходе опытов было установлено, что уже в течение первого часа забывается до 60 % всей полученной информации Через 10 часов после заучивания в памяти остается 35 % от изученногоДалее процесс забывания идет медленно и через шесть дней в памяти остается около 20 % от общего числа первоначально познанногоСтолько же остается в памяти и через месяц Эффективное повторениеШкала забывания Эббингауза Экспериментально доказано, что у нас нет ограничений в объемах запоминаемой информации. Закон интереса - интересное запоминается легче.Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.Закон контекста - при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.Законы памяти Закон торможения - при изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.Закон оптимальной длины ряда - длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.Закон повторения - лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.Закон незавершённости - лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. Что такое мнемотехника?Слово «мнемоника» происходит от греческого mnemonika - память и обозначает различные приемы, способствующие запоминанию информации. Итак, Мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представлениесвязывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.Уникальность мнемотехники в том, что она позволяет управлять своей долговременной памятью. Запоминание информации:Возможные информационные связи Методы «развития» памяти МнемотехникиМетод ассоциацииМетод размещения по телуЗапоминание числовой информацииМетод римской комнатыЗапоминание текстовой информацииКарты памяти – (Тони Бьюзен)Методы запоминания иностранных словЗапоминание текстов методом избыточностиКомбинированный способ запоминанияФоновое запоминаниеметод АйвазовскогоМетод накопления и т.д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВТОРЕНИЯПОВТОРЕНИЕ не подразумевает механического просмотра информации, но предполагает организованную серию повтора ранее изученной информации .Методика эффективного повторения:Первое повторение – через 10-15 минут после просмотра необходимой информацииВторое повторение – через 3-4 часа после того, как вы выучили необходимый текстТретье повторение – на следующий день, т.е. через 24 часаЧетвертое повторение – через 2 дня и т.д. с возрастающим интерваломПоследнее повторение – за 2-3 часа до того, как вам понадобится данная информация Метод АссоциацийПоследовательно - цепляем последующее с предыдущим (составляем рассказ)Представляем объекты в движенииУвеличиваем или уменьшаем объектытрава, краска, шуба, сыр, стакан,лейка, газета, гвоздика, мороженое, ковш Метод «Расположение по телу»Представьте информацию разложенной по своему телу в виде Тканейсодержимого вашей сумки багажника автомобилялюбой другой набор предметов Вспомните в том порядке, в котором вы запоминали. Скоррелируйте ощущения от них с вашим телом. Перекодирование цифр в образы0 – озеро, бублик, солнце, колодец;1 – игла, стрела, шпиль, карандаш, гвоздь;2 – лебедь, рыболовный крючок, оценка, лошадь;3 – треугольник, трезубец, тройка, волны;4 – стул, окно, квадрат;5 – отличник, звезда, знак качества, человек;6 – графин, поварешка, сгорбленная старушка;7 – коса, нос корабля, виселица;8 – неваляшка, снеговик, очки, велосипед;9 – воздушный шар, парашют, одуванчик. Метод римской комнаты (метод Цицерона) или греческого храмаРазмещение предметов (тем) по хорошо знакомому помещению1. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо.2. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.3. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем “обходе”. Запоминаем Солнечную системуМеркурийВенераЗемляМарсЮпитерСатурнУранНептунПлутон Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга, Стремясь Увидеть Незнакомый Порт Метод ключевых слов Карты памяти (Тони Бьюзен)Основная тема в центреГлавные мысли на ответвленияхВторостепенные на последующих ответвленияхЛинии рисуются разными цветамиКак можно больше рисунков Первый раз рисуем в черновом вариантеЧерез 2 часа рисуем чистовой вариантОтличие в скорости повторения и в запоминании СаморегуляцияУпражнения на синхронизацию полушарий;Активация БАТ;Активация мозга;Упражнения на концентрацию внимания;Приемы расслабления;Подготовка домашних заданий;Использование мнемотехнических приемов. Упражнения на синхронизацию полушарий и концентрацию внимания 1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". 2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга. 3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.4.Гладить и стучать” Попробуйте гладить себя правой рукой по животу – круговыми движениями по часовой стрелке, а левой – стучать по макушке, с целью улучшения памяти и повышения умственных способностей – следите, чтобы рука двигалась ровно – сверху-вниз. Затем объедините оба этих движения – гладьте себя по животу правой рукой, а левой – стучите по макушке, внимательно наблюдайте за руками. 5. Упражнение на концентрацию внимания «Секундная стрелка». Положите на стол механические часы с секундной стрелкой. Сядьте удобно. Расслабьтесь. От 3-х до 5 минут следите за тем, как секундная стрелка часов делает свой оборот, концентрируясь на её кончике. Думать ни о чем не нужно - просто смотрите на стрелку, или, в крайнем случае, думайте о кончике стрелки. Добейтесь такого результата, при котором за оборот секундной стрелки ни одна посторонняя мысль не прервёт вашу концентрацию. Не идите на компромисс: отвлеклись - значит, упражнение не засчитывается; но и в этом случае доделайте его до конца. Практическое использование методов – это:Внедрение ежедневной программы действий:Упражнения на концентрацию (3 раза в день) 2. Оживление 50 существительных в день (начинать с 10) 3. Концентрация внимания (3 раза в день) 4. Упражнение на синхронизацию полушарий 5. Тренировка одной из мнемотехник (при самоподготовке) 6. Вспоминание предыдущего материала по плану 7. Вспоминание перед сном событий дня(4-5 минут) – 1-я неделя- 1день, 2-я неделя -2 дня, 3-янеделя – 3 дня,4-я неделя- 4 дня. Выводы Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом) , которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся.В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из – за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели управлять своей памятью и развивать ее.     Спасибо за внимание!