Презентация к уроку литературы «Драматургия А.Н.Островского»


Презентация к уроку литературы«Драматургия А.Н.Островского» Автор: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья АнатольевнаМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. РодничокСаратовская область, Балашовский районсело Родничок адрес электронной почты школы school-rodnichok@mail.ru Цель: раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра;увлечь учащихся жизнью и творчеством драматурга. Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я . Я всё: и академия, и меценат, и защита. А.Н. Островский Для русского театра пьесы А.Н. Островского – подлинный университет реалистического мастерства. «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать — у нас есть свой русский национальный театр. Он по справедливости должен называться “Театром Островского”».Из письма И. А. ГОНЧАРОВА Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни. Детство и юность А.Н. Островского прошли в Замоскворечье. «Пьесы А.Н. Островского – это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название «пьес жизни». Н.А. Добролюбов Театральные впечатления – своеобразный «университет» для будущего драматурга. Малый театр в Москве. П.С. Молчанов М.С. Щепкин Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На«Банкруте»(«Свои люди - сочтёмся») я ставлю номер четвёртый. В.Ф. Одоевский В Подхалюзине нам является другая, низшая инстанция самодурства, подавленного до сих пор тяжёлым гнётом, но уже начинающего поднимать голову. Н.А. Добролюбов, «Тёмное царство» «Свои люди - сочтёмся».С.С. Большов, Л.Е. Подхалюзин. Устинья Наумовна: Нынче заведение такое пошло, что всякая тебе лапотница в дворянство норовит… Самсон Силыч голицами торговал на Балчуге, добрые люди Самсошкою звали, подзатыльни-ками кормили. А.Н. Островский, Сваха Устинья Наумовна «Свои люди - сочтемся» «Свои люди - сочтёмся» Жизнь и быт купечества – грубость, невежество, рабское поражение всему иностранному – ярко изобразил А.Н. Островский в комедии «Бедность не порок». Г.Т. Торцов, Л.Г. Торцова, А.С. Коршунов Любим Торцов:…Хорошо тому на свете жить, у кого нету стыда в глазах!.. Любим Торцов А.Н. Островский, «Бедность не порок» А.Н.Островский – сотрудник журнала «Современник». И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Д.В.Григорович, А.В.Дружинин, А.Н.Островский. Островский, человек с сильным талантом, следовательно, с чутьем истины… и произвол, даже самый широкий, всегда выходил у него, сообразно действительности, произволом тяжелым, безобразным, беззаконным, и в существе пьесы всегда слышался протест против него. Н.А.Добролюбов, «Луч света в темном царстве» Вы наш богатырь, и я знаю и верю, что вы ещё нам покажете великую силу… Н.А.Некрасов Великую пользу принесло путешествие художественному таланту Островского! Он познакомился с древними городами, исконно-старинными обычаями и нравами, со своеобразным прадедовским языком. Его поражала беспросветная захолустная глушь в середине России, в каких-нибудь шестидесяти верстах от древнего города Твери.Драма «Гроза», действие которой происходит в городе Калинове на берегу Волги, написана по впечатлениям литературной экспедиции. «Гроза» - удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего, вполне овладевшего собою таланта. «Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение А.Н. Островского; Взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов, «Луч света в тёмном царстве» Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. «Гроза». Дикой и Кабаниха. Самый характер Катерины веет на нас новой жизнью, которая открывается нам в самой её гибели. «Гроза».Катерина. Литературная экспедиция по Волге.Драма «Гроза» (1859) Большое влияние на творчество Островского оказала литературная экспедиция, организованная Морским министерством для изучения русскими писателями быта и промыслов населения Поволжья. Островский совершил поездку по Волге от истоков до Нижнего Новгорода (1856 год). Отчет писателя об экспедиции «Путешествие по Волге от истоков до Нижнего Новгорода» — поучительный и богатый источник сведений о верховьях Волги. Островский приступил к изучению края как художник, отзывчивый на всё оригинальное и яркое в природе и в человеческом быту. Помимо нравов, Островский подмечает особенности местных говоров, записывает оригинальные выражения и даже собирает материалы для словаря наречия приволжского населения. Эти материалы наследники Островского передадут потом в Академию наук. «Доходное место» - резкая критика всей системы русской дореформенной бюрократии. Сколько правды и благородства в новом произведении Островского, сколько в пьесе драматического положения и сильных мест! Н.Г. Чернышевский Восстанию народа против угнетателей (XVII век) посвятил А.Н. Островский сцены из народной жизни – «Воевода» (Сон на Волге). …Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него. И.С. Тургенев о сценах из народной жизни – «Воевода» «Воевода». Роман Дубровин. «Воевода». Мамка Недвига. В творчестве Островского 60 – 70-х годов художественно отражены исторические особенности пореформенной эпохи. Теперь и деньги-то умней стали, всё к деловым людям идут, а не к нам… Знаете ли, я недавно догадался, отчего у нас с вами бешенные деньги? Оттого, что не мы сами их наживали. Деньги, нажитые трудом, - деньги умные. «Бешенные деньги». Чебоксарова. «Весенняя сказка» А.Н. Островского. … «Снегурочка» - это событие! Огромное событие… М. Горький В зиму 1879-80 года я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную поэтическую красоту. Н.А. Римский-Корсаков Трагедия одиночества. «В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника – мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь её загадку, коснуться…доброго и дурного в людях». В. Лакшин «Бесприданница». Лариса. «Бесприданница». Паратов. Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений…… После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский, национальный театр, он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». И.А. Гончаров Библиография1. Валагин. Прочитаем вместе. Комедии Д. Фонвизина, А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Островского. Книга для учащихся.- М., Просвещение, 1991.2. Лотман Л.М. Драматургия А.Н. Островского //История русской драматургии. Вторая половина XIX-началоXXв.-Л., 1987. 3. 3.Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении.-Л., Просвещение, 1997.4. Чернова И.И. А.Н. Островский и театр.- ЛШ, №5, 1993.