Презентация Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних. Профилактика, реабилитация


«Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних.Профилактика, реабилитация»МКОУ Детский дом №2 Г.СалаирПедагог-психолог:Зуева Наталья Сергеевна2015 Тема: Жестокое обращение в отношении несовершеннолетних. Профилактика, реабилитация.Цель: Осмысление ключевых проблем в развитии воспитанников, переживших жестокое обращение и насилие в семье Задачи: Познакомить с научно-методическими, психологическими, юридическими подходами к понятию «жестокое обращение». Осознание и осмысление членами педагогического коллектива необходимости изучения возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника для успешного учета их в процессе обучения и воспитания.Ознакомится с некоторыми приемами реабилитации в работе с воспитанниками, пережившими жестокое обращение и насилие.Разработать практические рекомендации педагогам по теме. Жестокое обращение с детьми – Это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, детей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, либо угрожают его правам и благополучию. Насилие над ребенком – Это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности. Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:психологическое;пренебрежение основными потребностями ребенка;физическое;сексуальное. Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее нарушение социализации.Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование,эксплуатация/развращение. Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства: Враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное; высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.); превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес. Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место: угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться ребенку от этого страха); угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»); угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего, над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»). Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции от других людей. Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к другим. Игнорирование – Отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции: нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком; взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости; отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы. Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях. 3-6 лет: трудности взаимоотношений со сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами, несформированность социальных навыков, прилипчивость;6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы, отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение; подростки (неспецифические признаки): депрессия, низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.). Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность; попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству. Физическое насилие – Это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях наступает летальный исход.Признаки физического насилия - Синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы. Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность, уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение, агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.Младший школьный возраст: стремление скрыть травму (не переодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная успеваемость.Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки. Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые:демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур. Классификация сексуального насилия:Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов. Признаки перенесенного сексуального насилия:Повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.). Основные последствия сексуального насилия:Сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная); нарушение познавательной деятельности. Основные последствия физического насилия:Агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным); пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое поведение; эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость. Основные последствия психического насилия: Задержка физического, психического и эмоционально-волевого развития; эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность (отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями); психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка, бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной деятельности.  1.Арт-терапия (рисование)2. Кинотерапия (совместный просмотр фильмов)3. Гештальттерапия (терапия образами)4. Игротерапия5. Метод незаконченного предложения. Воспитанники, пережившие жестокое обращение отличаются наличием:  низкой самооценки;  разрушительных мыслей;  проблем с принятием решения и выхода из сложной ситуации;  тревожности, гнева, злости;  чувства вины, страха отвержения, фобий и депрессии;  низкой учебной успеваемости;  беспокойного сна;  конфликтов с окружающими;  драк и слез. Спасибо за внимание, желаю вам успехов! И помните жестокость, порождает жестокость! Любите детей!