Презентация опыта работы Развитие логического мышления младших школьников


Развитие логического мышления младших школьников Подготовилаучитель начальных классовШахтёрской общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней №18Мироненко Лариса Викторовна Моя методическая проблема«Формирование и развитие логического мышления обучающихся в начальной школе средствами деятельностного подхода в условиях нового государственного стандарта» Актуальность:В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Поэтому, необходимо проводить целенаправленную работу по их обучению основным приёмам мыслительных действий. Целью работы по данной теме является решение проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, воспитания у детей самостоятельности и активности как черт личности, формирование стремления и привычки к трудовому усилию, настойчивости в преодолении сложностей. Главная задача - развитие логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания. Всё видеть, всё понять, всё знать, всё переживать,Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,Пройти по всей Земле горящими ступнями,Всё воспринять и снова воплотить. Максимилиан Волошин Основная идея деятельностного подхода учебного процесса состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими свое собственное открытие. Х http://aida.ucoz.ru Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.Основные формы мышления Суждение Умозаклю-чение Конкре-тизация Обобще-ние Абстрак-ция Операции мышления Сравне-ние Анализ Синтез Тетрадь для подготовки к школе Комплекс заданий, направленный на развитие логического мышления детей младшего школьного возраста 1. Задачи на смекалку.2. Задачи-шутки.3. Числовые  фигуры.4. Геометрические задачи. 5. Логические блоки Дьенеша. 6. Графические диктанты.7. Логические упражнения со словами.8. Математические игры и фокусы.9. Кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы.10. Комбинаторные задачи. Этапы работы при решении задач или в играх на развитие мышления: Мотивация. Анализ условий задачи или игровой ситуации. Поиск решения задачи на основе логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приёмов. Доказательство и обоснование правильности решения. Проверка решения; при необходимости - его коррекция. Игра «День-ночь» Участвуют три игрока. Они садятся на стулья. По команде ведущего «День!» ребята встают и могут передвигаться. По команде ведущего «Ночь!» они садятся на стулья, но так, чтобы каждый раз порядок расположения их был другой. Все остальные следят за тем, чтобы играющие выполняли поставленное условие. Игра продолжается до тех пор, пока не обнаружатся все возможные варианты. Вопрос: сколько всего вариантов получится? Игра «День-ночь» 6 вариантов Катя Миша Лиза Миша Катя Лиза Лиза Миша Катя Катя Лиза Миша Миша Лиза Катя Лиза Миша Катя * В магазине продают воздушные шары: красные, желтые, зеленые, синие. Какие наборы можно составить из двух разных шаров? Сколько наборов у тебя получилось? Комбинаторная задача * 6 наборов На подоконнике было 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они покраснели. Сколько зелёных помидоров осталось? 5 6 0 Задача на смекалку Геометрическая задача Графические диктанты Ребусы Логические упражнения со словами 1. Подобрать родовые понятия. 2. Найти лишнее слово.3. Назвать причины, следствия событий. 4. Найти закономерность.5. Назвать понятия, которые находятся в функциональных отношениях.6. Составить новое слово из данных.7. Назвать понятия, которые имеют отношение «последовательности». 8. Подобрать противоположные понятия.9. Назвать одним словом.10. Назвать целое по данной части.11. Составить предложения. «Грамматическая головоломка» Д А И Б В Ж Е З К А Б В Ж З Е К _ОС_ _ _А_ _. Эта оса на луну улетает._ОС_ _ _ _ А. А эта на солнце худеет и тает. Назови слово по его части Назови цветок из вторых букв слов:урок, портфель, азбука, парта. А Р Ю Ш Ф «Анаграммы»НИАВД - ДИВАНСЕОТТ - ТЕСТОСЛОТ - СТОЛРАКЫШ - КРЫШАГИАР - ИГРАКООН - ОКНО Участие и победы детей в конкурсах Участие и победы детей в олимпиадах по логике Спасибо за внимание!