Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (опыт работы)


Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста(опыт работы) Китайская пословица гласит: «Расскажи-и я забуду, покажи-и я запомню, дай попробовать-и я пойму» 12 АктуальностьПеред государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встаёт задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и -обязательно! -инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.Современные дети живут и развиваются в эпоху информации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное. Цель:Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.Задачи: Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование. Формировать умение детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности. Основное содержание «исследований» предполагает: расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира; уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов; расширение и уточнение взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Моя работа началась с изучения методической литературы а так же создания предметно-развивающей среды-главного условия для развития творческой,исследовательской активности дошкольников. Я оформила в группе Центр экспериментирования, разложив материал в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. Формы и методы работы с детьми в разных видах деятельности: Речевая деятельность (беседы, чтение, заучивание стихов, отгадывание загадок) Познавательно-исследовательская деятельность (НОД, рассматривание иллюстрации, наблюдение на прогулках) Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) Игровая деятельность (дидактическая игра, игры: с водой, песком) Двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковая гимнастика, физминутки) Экспериментальная деятельность ( проблемная ситуация,исследование, опыты) Работа с родителями (консультации) Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений: Выявление свойств воды; Выявление свойств снега и льда; Выявление свойств воздуха; Выявление свойств песка и глины; Знакомство детей с условиями необходимыми для жизни растений. Отношение на занятиях я строю на основе партнерства. Большую радость, удовлетворение и даже восторг ребята испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у юных исследователей чувство удовлетворение от проделанной работы. В процессе экспериментирования я даю детям возможность удовлетворять присущую любознательность, помогаю почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Беседуя о воде дети совместно с воспитателем изготавливают коллажи, используя их в других видах деятельности Знакомясь со свойствами воды, дети узнают, что вода не имеет формы и вкуса Не имеет запаха Прозрачная При низкой температуре замерзает Наблюдая за снегом, дети делают вывод, что снег состоит из множества снежинок разной формы При любом источнике тепла, снег тает Работая по теме: «Невидимка воздух» дети узнают, что воздух невидимый, прозрачный Воздух легкий и может двигаться под действием ветра Воздух везде Как происходит загрязнение воздуха Знакомя детей со свойствами песка дети делают выводы, что песок состоит из мелких песчинок круглой формы и находятся отдельно друг от друга, сыпучий, рыхлый, песчинки передвигаются Сухой песок и глина не формируется, а влажный песок и глина хорошо формируется Работая по теме: «Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» я отметила, что мои дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, обобщение. У них расширяется кругозор, развивается наблюдательность. Усовершенствуются разные формы речи - диалог, описание, объяснение, рассказ. В процессе экспериментальной деятельности у детей обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители принимали активное участие в зимних постройках на участке. В «Родительском уголке» можно увидеть консультации на темы: «Дыхательная гимнастика для детей», «Влияние свежего воздуха на организм», «Строим замки из песка», проводились индивидуальные беседы о закаливающих процедурах детей. Родители помогают пополнять Центр экспериментирования необходимыми материалами и оборудованием.