Родительский лекторий Адаптация к средней школе (на материале диагностики)


Адаптация к средней школе (на материале диагностики 5-х классов) Автор – Л.В.Коныжева Понятие референтной группы Референтная группа – это группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования.Это некоторый стандарт, системой отсчета для себя и других Это понятие «референтная группа» используется для объяснения того, какие механизмы участвуют в формировании у человека личных установок, ценностей и норм поведения, и как эти механизмы работают, то есть как они руководят человеком. Референтная группа Вопросы Варианты ответов 5а 5б 5в С кем бы ты поехал на экскурсию в другой город? МамаПапаЛучший друг/подругаБрат/сестраБабушка/дедушкаОдноклассникиДев/мал., кот. нравится 64% 55% 50% 50% 18% 18% - 59% 50% 32% 27% 4,5% 23% 14% 53% 27% 27% 13% 13% 7% 20% 2. Если с тобой случилась неприятность, кому ты об этом расскажешь? МамаЛучший друг/подругаПапаБрат/сестраБабушка/дедушкаКто-то из учителей 64% 45% 27% 27% 4,5% 9% 82% 41% 42% 27% 14% - 73% 27% 40% 20% 47% - 3. С кем бы ты хотел отпраздновать свой день рождения? Брат/сестраМамаПапаЛучший друг/подругаБабушка/дедушка ОдноклассникиКомпания, приятелиДев/мал., кот. нравится 86% 82% 82% 68% 59% 50% 36% 9% 27% 36% 36% 50% 14% 27% 45% 18% 53% 73% 40% 53% 47% 33% 20% 27% 4. С кем ты стараешься проводить больше времени? МамаПапаБрат/сестраЛучший друг/подругаБабушка/дедушкаОдноклассникиКомпания/ приятели 73% 68% 45% 45% 32% 14% 4,5% 59% 55% 27% 36% 23% 9% 14% 80% 53% 33% 27% 27% - 7% 5. Кто может указать тебе на твои недостатки, кого ты больше послушаешь? МамаПапаЛучший друг/подруга Бабушка/дедушкаБрат/сестраКто-то из учителей 86% 55% 14% 14% 14% 14% 73% 64% 36% 18% 27% 14% 73% 53% 7% 33% - - 6. Ты встретил человека, который тебе понравился. Кто может тебе помочь правильно оценить его? МамаЛучший друг/подругаБрат/сестраПапа ОдноклассникиБабушка/дедушка 55% 45% 23% 18% 18% - 55% 55% 9% 23% 4,5% 14% 47% 27% - 27% 13% 13% 7. Если бы ты захотел изменить свою жизнь, с кем бы ты посоветовался? МамаПапаБрат/сестраЛучший друг/подруга Бабушка/дедушкаКомпания/приятели 77% 59% 55% 41% 32% 9% 88% 64% 27% 36% 32% 9% 67% 33% 7% 33% 20% - 8. Кто может быть для тебя примером в жизни? МамаПапаБрат/сестраЛучший друг/подругаБабушка/дедушкаЛитературный герой 55% 55% 32% 14% 14% - 82% 55% 14% 9% 23% 23% 53% 47% 20% 7% 20% 7% 10. С кем ты больше всего откровенен? МамаЛучший друг/подругаПапаБрат/сестраБабушка/дедушка 59% 36% 27% 23% - 64% 59% 32% 9% 14% 73% 40% 33% 33% 33% Психологический климат группы Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, которое зависит от особенностей того, как живет и работает эта группы. Психологический климат - это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального — установок, отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Таким образом, он складывается из эмоций и мнений каждого из членов группы. Психологический климат класса 5а 5б 5в 1. Как ты оцениваешь свою принадлежность к классу, в котором учишься? Очень хорошо чувствую себя в классе 68% 86% 47% Иногда не хочется идти в класс 18% 9% 27% Чувствую себя в классе не очень хорошо 14% - 13% Живу и существую отдельно от класса - 4,5% 13% 2. Перешел бы ты в другой класс или школу, если бы была бы такая возможность? Да, хотел бы перейти - 4,5% 40% Вряд ли перешел бы 32% 23% 7% Не вижу никакой разницы, везде одинаково 9% 4,5% - Ни за что не перешел бы 59% 68% 53% 3. Каковы взаимоотношения между одноклассниками в вашем классе? Лучше, чем в других классах 50% 27% 13% Примерно как в других классах 27% 45% 40% Хуже, чем в других классах 4,5% 9% 7% Не знаю 14% 18% 40% 4. Каковы взаимоотношения ребят вашего класса с учителями? Лучше, чем в других классах 55% 18% 13% Примерно как в других классах 23% 73% 33% Хуже, чем в других классах - - 27% Не знаю 18% 9% 27% 5. Как ребята вашего класса относятся к учебе, общественным делам? Лучше, чем в других классах 36% 32% 20% Примерно как в других классах 36% 41% 47% Хуже, чем в других классах 4,5% - 7% Не знаю 23% 27% 27% 5а 5б 5в 1. Что тебя привлекает в школе больше всего? Общение с одноклассниками 59% 77% 53% Получение новых знаний 45% 68% 47% Встреча с интересным учителем 18% 9% 7% 2. Что тебя огорчает в школе? Отсутствие дисциплины в классе 50% 45% 53% Сниженные требования учителя 4,5% 4,5% 20% Повышенные требования учителя 27% 32% 27% 3. Какие трудности с учебой ты испытываешь? Не понимаю объяснений 9% 14% 7% Не хватает времени на уроки 27% 4,5% 40% Лень 4,5% 14% 13% Теряюсь, когда выхожу к доске 36% 41% 20% Устаю от школы 36% 18% 13% Никаких трудностей 14% 27% 13% 4. От кого ты ждешь помощи? От родителей 59% 50% 53% От учителей 18% 14% 27% От одноклассников 32% 41% 27% Надеюсь на себя 23% 55% 33% Мотивация и мотив Мотив (от латинского слова moveo — двигаю) — это нечто, что движет деятельностью человека. Учебные мотивы – это, то заставляет человека учиться. Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию: внешняя мотивация не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними обстоятельствами, например, я делаю что-то потому, что мне за это что-то будет (или не будет); внутренняя мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности, то есть человек делает что-то только потому, что ему это нравится делать, а награды за это он, возможно, и не дождется. Кроме того, мотивация может быть положительной и отрицательной. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной. Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией. Учебные мотивы Школьная тревожность Тревожность: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают. Факторы, способствующие формированию и закреплению школьной тревожности:Учебные перегрузкиНеспособность справиться со школьной программойНеадекватные ожидания со стороны родителейНеблагоприятные отношения с учителямиРегулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуацииСмена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом Школьная тревожность Факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе Привычка к контролю В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения.В средней школе дети оказываются предоставленными сами себе. Они должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовиться к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет, и на классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Трудности деиндивидуализации. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых в школе они не нужны, другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы. Происходит «смена статуса». В начальной школе третьеклассники-четвероклассники были самыми старшими и умелыми, а теперь вновь оказываются в позиции самых маленьких.Расширяется круг изучаемых предметов, объем и сложность материала, который нужно усваивать. То, что раньше давалось легко, теперь может потребовать гораздо больших усилий.Практически каждый учитель средней школы считает, что в пятый класс ребенок пришел со сформированной способностью самостоятельно работать и на уроке и дома. Не содержание, а форма. Каждый предмет теперь ведет новый учитель. Учителя по-своему реагирует на происходящее в классе и предъявляет ученикам определенные требования. Например, для одного шум во время урока может быть естественным фоном его объяснений, а другой строго наказывает за малейшее отвлечение. Ребенку необходимо время, чтобы привыкнуть и научиться вести себя в соответствии с требованиями. Нужно объяснить ребенку, что и учитель должен привыкнуть к классу, настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, до этого работали с выпускниками — взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. «Новые стены". Новый коллектив. Начать с начала. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы. Появление нового учителя всегда шанс для ребенка построить свои взаимоотношения с предметом по-новому. Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником. Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности. Рекомендации специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка. Воодушевите ребенка рассказывать дома о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. Знайте школьную программу ребенка и особенности школы, где он учится. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте школьные мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом школы . Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Но не устанавливайте наказаний и поощрений, например, на полчаса больше можно посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила могут привести к эмоциональным проблемам. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спасибо за внимание!