Методическое объединение для педагогов ФГТ и ФГОС ДО


«Актуальные вопросы развития содержания дошкольного образования в условиях перехода от ФГТ к ФГОС дошкольного образования» Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на измененияЧарлз Дарвин Стандартизация систем дошкольного и общего образования от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»ПринятГосударственной Думой 21 декабря 2012 годаОдобренСоветом Федерации 25 декабря 2012годаВступил в силу1 сентября 2013 года Федеральный закон
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»Структура системы образованияФедеральный закон РФ«Об Образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования. Непрерывное образование (обеспечивает возможность реализации права на образование в течении всей жизни)Статья 10. Структура системы образования Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»Структура системы образованияФедеральный закон РФ«Об Образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования. Статья 10. Структура системы образования "Это должны быть, прежде всего, развивающие стандарты, коммуникативные стандарты, помогающие ребенку сложиться как личности, а не просто стандарт того, какие знания ребенок должен получить в возрасте от 3 до 6-7 лет»…«Это не должно быть повторением школьного стандарта»…«Надеюсь, это даст системе Дошкольного образования прочность и современность»Премьер-министр РФД.А.МедведевСовещание о развитии системы дошкольного образования и обеспечении его доступности
Цели стандартаповышение социального статуса дошкольного образования;обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных программ, их структуре и результатом освоения;сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА15.07.2013«В ногу со временем: изучаем проект ФГОС ДО!»

Документы лежащие в основе разработки СтандартаКонвенция ООН о правах ребенкаКонституция РФЗаконодательство РФ, в т.ч. «Закон об образовании в Российской Федерации»

Основные принципы ДОПолноценное проживание ребенком всех этапов детства.Индивидуализация дошкольного образования.Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.Партнерства с семьей.Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.Возрастной адекватности (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).Учета этнокультурной ситуации развития детей




Содержание стандартаОсновные понятия, используемые в стандарте.Общие положения.Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Требования к условиям реализации ООП дошкольного образования.Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования.


Основные понятия, используемые в стандарте{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Амплификация развития Особые образовательные потребности. Вариативность и разнообразие организационных форм ДО. Отношения в сфере образования. Парциальная образовательная программа. Вариативность содержания ОП. Педагогическая диагностика Взрослые. Педагогический работник. Гос. (муниципальное) задание. Преемственность основных ОП. Гос. гарантии уровня и качества образования. Подготовка, профессиональная переподготовка повышение квалификации. Единство образовательного пространства. Зона ближайшего развития. Психологическая диагностика. Равенство возможностей. Индивидуализация образования. Комплексная ОП. Межведомственное взаимодействие. Образовательная область Образовательная среда Развивающая предметно-пространственная среда. Разнообразие детства. Ранняя помощь. Самоценность детства. Ограничение возможностей здоровья. Организации, осуществляющие ОД. Социальная ситуация развития. Специальные условия образования. ООП ДО
Задачи стандартаОхрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного…Обеспечение преемственности ООП дошкольного и начального общего образования.Создание благоприятных условий развития детей Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.Формирование общей культуры личности воспитанников.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания ОП.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным психологическим и физиологическим особенностям.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.




Требования Стандарта
Части ПрограммыТребования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования- обязательная часть- часть, формируемая участниками образовательного процесса Образовательные областиЛичностное развитиеТребования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Содержание образовательных областейwww.themegallery.com изобразительная деятельностьДошкольный возрастигры с правиламивосприятие худ. литературы, фольклораконструированиепознавательно-исследовательская деятельностькоммуникативная деятельностьИгровая, сюжетно-ролевая деятельностьмузыкальная деятельностьэлементарный бытовой труд, самообслуживаниедвигательные формы активности ребенкаВиды детской деятельности Требования к условиям реализации ООП психолого-педагогические условиякадровыеусловияматериально-техническиеусловияфинансовыеусловияразвивающаяпредметно-пространственная среда Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;Защита детей от всех форм физического и психического насилия; Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.www.themegallery.com



Требования к материально-техническим условиям реализации
Требования к развивающей предметно-пространственной средеРазвивающая предметно-пространственная среда (РППС) обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.РППС должна обеспечивать:● реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;● условия для инклюзивного образования ( в случае его организации);● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.РППС должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.РППС Организации (группы) должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Федеральный закон РФ«Об Образовании в Российской Федерации» Глава 2. Система образования ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕНАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ, ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ(ГИА, ЕГЭ)ФГОСРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ЗНАНИЯ ПРЕДМЕТАСтатья 11. п. 2.Статья 12. п.6.Статья 64. ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВАДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ФГТРазвитие ребенка для успешного освоения ООПСтатья 11.п.2Статья 12.п.6Статья 64.
Целевые ориентиры ДО - социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО.Требования к результатам освоения ООП дошкольного образования
Требования к результатам освоения ООП дошкольного образованияЦелевые ориентиры к началу дошкольного возраста (3г.)ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними…… знает назначение бытовых предметов и умеет пользоваться ими.владеет активной и пассивной речью…стремиться к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях…проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.… проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства.у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения…




Требования к результатам освоения ООП дошкольного образованияЦелевые ориентиры к завершению дошкольного образования (7 – 8 лет):ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности…;ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;ребенок обладает развитым воображением…;ребенок достаточно хорошо владеет устной речью…;у ребенка развита крупная и мелкая моторика…;ребенок способен к волевым усилиям…;ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослому и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями…




определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу.не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.Целевые ориентиры ДО

являются ориентирами для:● учредителей Организаций для построения образовательной политики с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;● педагогов и администрации Организаций для решения задач:– формирования Программы;– анализа своей профессиональной деятельности;– взаимодействия с семьями воспитанников;● авторов образовательных программ дошкольного образования;● исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;● родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ;● широкой общественности.не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:● аттестацию педагогических кадров;● оценку качества образования;● оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);● оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;● распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.Целевые ориентиры ДО
Портрет современного педагога в условиях перехода к ФГОС ДОФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ"Статья 48 Обязанности и ответственность педагогических работников1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;7) систематически повышать свой профессиональный уровень; (1 раз в 3 года)8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (1 раз в 5 лет)




Требования к кадровым условиямДОО должна быть укомплектована квалифицированными кадрамиФедеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46), ФГОС ДО (3.4.)ВоспитателямиМладшими воспитателями или помощниками воспитателяИными педагогическими работникамиРекомендуется вне зависимости от возраста воспитанников обеспечить соотношение иных пед. работников в количествене менее одного человека на каждые 50 детей


Компетенциипедагогического работникаКомпетенции педагогического работника Компетенциипедагогического работникаКомпетенции педагогического работника Компетенциипедагогического работникаКомпетенции педагогического работника Педагог 21 века Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на измененияЧарлз Дарвин