Презентация на тему Нарушения письменной речи школьников и методы их коррекции


Нарушения письменной речи школьников и методы их коррекцииПодготовила: учитель-логопед М.В.Иванова Орфография- система правил, которые определяют единообразие написаний.Дизорфография- неспособность овладеть орфографическим навыком, несмотря на знание правил. Принципы правописанияфонетическийморфологическийтрадиционный Области письмаПри обозначении звуков буквамиСлитное и раздельное написание словПрописных буквПереносе частей словПри сокращении слов Морфологический принципПравила предписания (запрещения) – жи-ши, чк чнСпособ определения нужного варианта- безударные гласные Механизм решения орфографической задачиОО (обнаружение орфограммы)- АП (актуализация правила)- З ( запись)ОО- АП- ОПД ( определение порядка действий)- ВПД( выполнение порядка действий) Причины появления орфографических ошибокПлохое усвоение правилНедостаточно развита орфографическая зоркостьНаличие речевого нарушенияНедостаточность сформированности графо-моторных навыковДефицит произвольной концентрации внимания, переключения и распределения внимания Факторы, провоцирующие появление орфографических ошибокструктура слова;сложные слова;характер выполняемой работы;манера диктования; Методы коррекции дизорфографииМетод анализа и синтезаЗаучивание и запоминаниеМетод решения грамматических задач Метод анализа и синтезаЗвуко-буквенный анализ СлоговойСемантический анализ и синтезСловообразовательный ( морфемный)Морфологическийсинтаксический Имитативный методСписывание слов с орфограммамиПамяткиВыделение орфограммВедение словарейВыбор из нескольких вариантов правильногоОрфографическое чтение Метод решения грамматико-орфографических задачАлгоритм проверки употребления Ъ1. Есть ли в слове приставка да нет: ъ не пишется2. Оканчивается приставка на согласный да нет: ъ не пишется3. Есть ли после приставки е, е, я да нет:ъ не пишется Развитие навыков самоконтроляОриентировочно-мотивационныйОперационно-исполнительскийРефлексивно-оценочныйВиды самоконтроля:Итоговыйтекущий Критерии оценки навыков самоконтроляХарактер исправления ошибкиАдекватное исправление ошибки( обратное исправленное, неадекватное, частичное, ограниченное, множественное)Формирование умения сравнивать( находить различия)С использованием изобразительного материалаЯзыковой материал; устный и письменный материал. Подходы к оценке письменных работНегрубые ошибкиИсключение из правилПовторение одной и той же буквыПеренос словУдвоение словаЕдиничный пропуск буквы3 негрубые ошибки= 1 ошибкаОднотипные ошибки:Первые три однотипные ошибки= 1 ошибке, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой Подходы к оценке письменных работЗа одну ошибку считаются:Два исправления;Две пунктуационные ошибки;Повторение ошибки в одном и том же слове.За ошибки не считаются:Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые еще не изучались;Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;Единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла Подходы к оценке письменных работАндронов А.Ю.Оценка письменных работ по русскому языку// Практика административной работы в школе, №1, 2005Цыбулько И.П., Александров В.Н. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом. М., Федеральный институт педагогоческих измерений, 2007 Рекомендации по развитию орфографического навыкаНаправление на предупреждение ошибокСистематизация орфограммИспользование игровых приемовИспользование большого количества письменных упражненийИзбирательность работы Приемы работыЗаучивание правил в различных вариантах ( оформление в виде солнечной системы, с различной интонацией, оформление в виде ?) С?ВА совы сова ЛЬВЫ ле?Защита правилаПридумывание «уярчений» ( ж.р. с ь, м.р. Нет) Орфограммы в стихахВ сочетаниях ЖИ, ШИ только И пишиЧА- ЩА пиши с буквой А!ЧУ-ЩУ пиши с буквой У!ЧК, ЧН пиши без мягкого знака.Слово столб- столБы проверим,Слово гриБ- с гриБами сверим,Сыроежку- ешь, не бойся,И пиши, не беспокойся.Сыроежечкой проверим!Иван рубил дрова, велел тащить пилу. Мягкий знак после шипящихЧтобы знать, как писать,Надо род определять.Если женский род, то надоЬ знак употреблять.И тогда мы пишем рожь,Мышь, печь, сушь и молодежь!Если род мужской у слова-Нету знака никакого!И тогда пиши: калач,Врач, малыш, гараж и грач! О правописании приставокВсе приставки, как и люди,Дорожат своим лицом.Чтоб запомнить внешность каждой,Быть не надо мудрецом.Лишь на З и С приставкиВ этом отличаются:Под влиянием соседаЗ и С меняются. Непроизносимые согласныеСлова: интересно, напрасно, ужасно, вкусно, чудесно, прекрасно с буквой т писать опасно! Правописание приставок ПРИ и ПРЕЗапомни!Прискакать, приплыть, приехать-Повнимательней смотри!Слово значит «приближенье»-Пишется , конечно, при-.Привинтить, пришить, приклеить-Ну-ка, ушки отвори!Слово- присоединенье,Несомненно пишем при-.Если что-то с чем-то рядомНа пригорке у реки,В пригороде и в приморье,Помни, тоже пишем при-.Если действие неполно:Не закрой, а притвори,Прикуси, прикрой, притронься-Смело ставь приставку при-. Правописание приставки ПРЕ-Прехороший, превеселый,Пречудесный, пребольшой.Если все в значенье «очень»,Будем пре- писать с тобой.Если мы преодолеемВсе преграды, малыши.Вместо пре- поставим пере-,Значит тоже пре- пиши. Глаголы изменяются по лицамУ глагола есть лицо,Не одно, а целых три!Если хочешь их запомнить,Повнимательней смотри!Я пишу, и Мы читаем-Первое лицо такое.Ты пришел,Вы повстречались-Так звучит лицо второе.Он, она, оно, ониЕхали на пони.Это третье лицо,Хорошо запомни! Два спряжения глаголаГлаголы неопределенной формы на –итьКо второму спряженью нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье включить исключенья:Гнать, держать,Смотреть и видеть,Дышать, слышать, ненавидеть;И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть.Вы запомните, друзья,Их на е спрягать нельзя.В этих глаголах мы пишем лишь и.Вот как мы пишем, сюда посмотри:Я вижу Мы видимТы видишь Вы видитеОн видит Они видят Приемы «усиления» орфограммыВ соответствии с внешним видомСоставление ребусовВыделение части целого (ГОРИзонт, варЕЖка)Заучивание обобщенным способом запоминания ( рабочий, работа; завтрак, завод; пальто, сапоги) Составление ребусов Словарные слова Защита правила