Нарушения письменной речи младших школьников. Виды дисграфии.


Нарушения письменной речи Учитель-логопед Гайфуллина Айгуль ДамировнаМБОУ СОШ № 1 2015 г. Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Устная речь Письменная речь Звуковое оформление языка Графическое оформление языка Механизм письма Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма Механизм письма Мотивация письма Замысел письма Звуковой анализ Выделение фонем Перевод фонемы в графему Моторный акт письма Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: Речедвигательный анализатор – помогает осуществлять проговаривание Речеслуховой анализатор - помогает произвести отбор нужного звука Речезрительный анализатор– участвует в подборе нужных букв Двигательный анализатор - помогает осуществлять движения мелких мышц кисти – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма. -Неврологические нарушения -Нарушения зрительно-пространственных ориентировок Ошибки на уровне буквы Ошибки на уровне слова Ошибки на уровне предложения -Нарушение познавательной деятельности (памяти, внимания, восприятия) -Нарушение моторики Дисграфические ошибки Сохраняются в течение многих месяцев Стойкие Повторяются Обусловлены несформированностью высших психических процессов Специфические ошибки детей – дисграфиков: 1. ошибки, обусловленные несформированностью слухового внимания и фонематических процессов:а) пропуск букв и слогов — “прошла” (прощала), “жадые” (жадные), “ишка” (игрушка);б) перестановка букв и слогов — “онко” (окно), “звял” (взял), “пеперисал” (переписал), “натуспила” (наступила);в) недописывание букв и слогов — “дела” (делала), “лопат” (лопата), “набухл” (набухли);г) наращивание слов лишними буквами и слогами — “тарава” (трава), “катораые” (которые), “бабабушка” (бабушка), “клюкиква” (клюква);д) искажение слова — “наотух” (на охоту), “хабаб” (храбрый), “щуки” (щеки), “спеки” (с пенька);е) слитное написание слов и их произвольное деление — “насто” (на сто), “виситнастне” (висит на стене), “у стала” (устала);ж) неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений — “Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером”;з) замена одной буквы на другую — “трюх” (трех); “у глеста” (у клеста), “тельпан” (тюльпан), “шапаги” (сапоги);и) нарушение смягчения согласных — “васелки” (васильки), “смали” (смяли), “кон” (конь). 2. ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: а) аграмматизм — “Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки” (пять желтеньких цыплят);б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок — “вкармане”, “при летели”, “в зела” (взяла), “подороге”. Специфические ошибки детей – дисграфиков: Классификация дисграфии Неправильное произношение звуков Артикулярно-акустическая дисграфия Недостаточность слуховых дифференцировок Нарушение языкового анализа и синтеза Недоразвитие лексико-грам. строя речи Несформированность зрительно- пространственных функций Дисграфия - на почве нарушения языкового анализа и синтеза Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (акустическая) Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия Механизмы: Классификация: Артикуляторно-акустическая дисграфия - это дисграфия на почве растройств устной речиили«косноязычие в письме» механизмы Неправильное произношение звуков в речи Несформирован-ностьфонематическихпредставлений Нарушение слуховой дифференциации Проявляется в заменах или отсутствии звуковв устной речи Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуютсмешениям в устной речи Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии 1. Коррекция звукопроизношения 2.Развитие фонетического слуха и фонематическоговосприятия Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи Рекомендации Для преодоления этого вида дисграфии необходимо воспитать четкую слуховую дифференциацию не различаемых на слух звуков. (удобнее всего отождествить эти звуки для более яркого ее подчеркивания) Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия механизмы Неточность слуховойдифференциациизвуков Неточностькинестетическогоанализа Неточность в выборе фонемы Проявляется в заменах букв,обозначающих фонетически близкие звуки (смешиваются:звонкие и глухие согл., твёрдые и мягкие,свистящие-шипящие, африкаты и их компоненты В нарушениях обозначения мягкости согласных на письме(при помощи «ь» и гласныхвторого ряда Коррекционная работа при акустической дисграфии Развитие фонетического слуха и фонематическоговосприятия Рекомендации Ребенок пишет не то, что ему говорят, а то, что он услышал. - Правильная артикуляция смешиваемых звуков;Опорные схемы, знаки, цвета и символы;Опора на разные анализаторы;- Дифференциация смешиваемых звуков. (У звонких - в горле дрожит, слышен голос; Использовать слова-паронимы (значения); Опираться на положения органов артикуляции и т. д. Рекомендации Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Механизмы Нарушение различных форм языкового анализа и синтеза Проявляется в искаженияхструктуры: слова (и слога) - проуски согласных и гласных букв, перестановкибукв, вставки букв, пропуски,добавления, перестановкислогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю-дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. 1. Развитие языкового анализа и синтеза 2. Развитие слогового анализа и синтеза 3. Развитие фонематического анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Механизмы Несформированность лексико-грамматического строя речи:морфологических и синтаксических обобщений Проявляется на уровне предложения и текста: нарушениесогласования словв предложении. Проявляется на уровнесловосочетания: нарушение согласо-вания (сущ.+прил.,сущ.+числ.) Проявляется на уровнеслова: искажениеморфологическойструктуры слова,изменение падеж.окончаний, пред-ложных конструк-ций, падежа место-имений Коррекционная работа при аграмматической дисграфии 1. Развитие лексико-грамматического строя речи. Оптическая дисграфия Механизмы Несформированность зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений Проявляется в искажённом воспроизведении букв на письме Проявляется в заменах и смешенияхграфически сходных букв Коррекционная работа при оптической дисграфии Развитие зрительно-пространственных функций: 1. зрительного гнозиса, 2. зрительного мнезиса, 3. зрительного анализа и синтеза, 4. пространственных представлений.