Презентация Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью


Особенности нарушения чтения и письма у детей с интеллектуальным недоразвитием Выполнили: Калинина К.М., Чебочакова Ю.И. Нарушения чтения (дислексии) и письма (дисграфии) очень распространены среди учеников вспомога­тельной школы.  общее недоразвитие речи несформированность фонематического восприятия невозможность осуществления звукового анализ слова, смешивание звуков сходных по звучанию , не могут воссоздавать правильную звуковую форму слова на основе зрительного восприятия графических знаков Дисграфия Дислексия Особую сложность для  детей с нарушениями интеллекта составляют слияния нескольких звуков. Дети не могут прочитать самые простые слова, зная буквы и правильно называя их. Вариативность произнесения звука так же усваивается детьми данной категории очень тяжело, если есть зависимость его произнесения от позиции в слове. Ученики должны понимать, что в чтении главное не называние букв, а прочитывание слов. Техникой  чтения дети с нарушениями интеллекта овладевают чрезвычайно медленно. Читая текст, они допускают множество ошибок, которые заключаются в следующем: пропускают и переставляют буквы, не прочитывают окончания, искажают звуковой состав слова, заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках препинания. Письмо - более трудный процесс, чем чтение.  При овладении данным навыком должен осуществляться последовательный точный и строгий фонематический анализ слова, ребенок должен соотносить выделенные звуки с соответствующими фонемами, выполнять фонематическое обобщение. Эти процессы у детей с нарушениями интеллекта заметно страдают. Письмо по слуху у умственно отсталых детей вызывает затруднения, которые обусловлены несовершенством их языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ осуществляется ими не точно, а это препятствует разделению слова на звуки. Ученики в словах пропускают некоторые звуки (чаще гласные), изменяют порядок звуков, нарушают строение слова. У детей с нарушениями интеллекта часто имеются нарушения моторной сферы, которые выражаются в  недостатке координации движения мелких мышц, недоразвитии мышц пальцев рук, неустойчивость кисти. Все это затрудняет процесс письма. Большинство учащихся пишут буквы с большим напряжением, в движение приходят плечи, голова, непроизвольно высовывается язык. Это приводит к быстрому утомлению и снижению работоспособности на занятии. В условиях специально организованного обучения основная масса учащихся вспомогательных школ довольно успешно овладевает навыками письма.