Презентация к уроку-практикуму русского языка на тему Пунктуация в сложном предложении 11 класс


Урок – практикум « Пунктуация в сложном предложении». Знаки препинания – это как нотные знаки.Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.К.Г.Паустовский Занимательная лингвистика Каталог, апокалипсис, облегчить, столяр, премировать, ходатайство, памятуя, завидно, договор, баловать, кашлянуть, закупорить, звонит, осведомиться, запломбировать, туфля, христианин. Занимательная лингвистика Исправьте ошибки в употреблении предлогов.По окончанию передачи, по истечению срока, по приезду дайте отчет о командировке, согласно приказа, действовал вопреки предсказания, согласно договора, по прибытию на место мы разбили лагерь. Проблемный вопрос: Почему В.И.Даль считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как буквы?Каково значение знаков препинания? Домашнее задание: Напишите сочинение – эссе на тему « Знаки препинания? Это просто!» Этимология слова « пунктуация». Это латинское слово означает укол, а пункт (punctum) – точка. 1 Какие предложения называются сложными?2 Какие типы сложных предложений вы знаете?3 Какие предложения называются ССП?4 Какие предложения называются СПП?5 Из каких частей состоят СПП?6 Назовите основные типы придаточных предложений?7 Назовите типы придаточных обстоятельственных.8 Какие предложения называются бессоюзными сложными?9 Какими знаками препинания разделяются части в БСП?10 Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Выпишите из предложений союзы, определите их разряд. 1. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием. 2. Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. 3. Ни ветра на земле, ни туч на бледном своде. 4. Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком взглянуть на его тренировки. 5. То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла. 6. Я набрал неплохой балл, однако мне не хватило немного для поступления. 7. То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка 8. Взрослые радовались празднику, дети тоже веселились как могли. Поставьте союзные слова в подходящую форму. Расставьте знаки препинания 1. Мы благодарны родителям за жизнь (который) они нам дали.2. Друг сразу спросил (что) он может мне помочь.3. Мне непонятно раздражение (какой) ты обращаешься ко мне.4. Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум (который) определяет культуру человека.5. Вы самый удивительный человек (какой) я встречал в своей жизни.6. Много лет мечтал он о той роли (какой) сыграл сегодня.7. Я думал о людях (чей) жизнь была связана с этими берегами.8. И равняясь встают на бумаге слова (что) полгода я в сердце ревниво берег. Устная работа. - Объясните постановку знаков препинания в БСП.1 Время красит – безвременье старит.2 Пашню пашут – руками не машут.3 Солнце дымное встаёт – будет день горячий.4 Никита открыл глаза: перед ним стояли два усатых белогвардейца.5 За водой девушкам приходилось ходить к реке: водокачка не работала.6 Молвит слово – соловей поёт. Определите тип подчинения в следующих сложноподчиненных предложениях, расставьте недостающие знаки препинания, составьте схемы предложений: 1 Макар знал что лютый мороз не шутит с людьми которые уходят в тайгу без рукавиц и шапки.2 Когда рассвело мы обнаружили что находимся на острове.3 Было интересно наблюдать как напружинился котенок как он прижал уши как мягко приземлились лапки увы пустые. Дополнительные сведения для любознательных. Запятая и тире как единый знак.В сложном бессоюзном предложении запятая и тире как единый знак ставится всё реже. Этот знак не фиксируется правилами. Такое употребление следует признать устаревшим, а знак – теряющим свои позиции. У некоторых писателей, например, у Алексея Толстого, Максима Горького, он очень активен, у других – встречается реже. А у Грина этот знак употребляется даже между членами предложения, перед приложениями, после вводных слов. Причина в том, что и запятая, двоеточие, тире, т.е. на месте знаков достаточно четко определивших свои позиции, закрепившихся как показатели определенных смыслов, с учетом взаимоотношений частей сложного предложения. Рыбу вытащили на палубу, - хватит на трое суток. (А.Толстой)Дружная весна к хорошим кормам, - скот отгуляется по теплым росам! (И.Бунин) Проблемный вопрос: Почему В.И.Даль считал знаки препинания такими же полноценными языковыми знаками, как буквы?Каково значение знаков препинания?