О проблемном обучении в преподавании русского языка и литературы


* О проблемном обучении на уроках русского языка и литературыТрифонова Марина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ «Зоркальцевская СОШ» Томского района Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. Задачи проблемного обучения: 1) Учить мыслить логично, научно, творчески.2) Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения.3) Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.4) Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.5) Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.6) Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к учебному предмету, так и к учению вообще. Методы проблемного обучения: Проблемное изложение материалаПоисковая беседаСамостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащихся Этапы проблемного обучения: 1. Подготовка к восприятию проблемы.2. Создание проблемной ситуации.3. Формулирование проблемы.4. Процесс решения проблемы.5. Доказательство правильности избранного решения. Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решенияСтолкнуть противоречия в практической деятельностиИзложить различные точки зрения на один и тот же вопросПредложить классу рассмотреть проблему с различных позицийПобуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять фактыСтавить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.Предложить проблемные теоретические и практические задания.Поставить проблемные задачи( например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения). Урок литературы 5 класс Тема «Волшебные сказки» За что мы любим сказочных героев: Царевну-лягушку, Василису Премудрую, Василису Прекрасную, Ивана- Царевича, Ивана-дурачка и других сказочных героев? Какие качества этих героев сделали их столь любимыми в народе? Урок литературы 7 класс Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Можем ли мы оправдать Андрия?Зачем Н.В.Гоголь убил Тараса Бульбу? Урок литературы 5 класс Тема: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Почему Жилин попал в плен? Почему произведение Л. Толстого называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Урок русского языка 5 класс Тема: «Пунктуация» Подумайте, так ли важно, где мы будем ставить знаки препинания? Очень – очень Странный вид:Речка за окном горитЧей – то домХвостом виляетПёсик из ружья СтреляетМальчикЧуть не слопал МышкуКот в очках Читает книжкуСтарый дедВлетел в окноВоробейСхватил зерноДа как крикнет, улетая:- Вот что значит запятая! (Б.Заходер) Урок литературы 6 классТема: А.С.Пушкин «Дубровский» Когда главный герой (Дубровский) более привлекателен для вас?Почему лишь в 11 главе мы узнаем, что Дефорж – это Дубровский?Почему Маша отказалась принять женитьбу от Дубровского? * Урок литературы 6 класс Тема: Бунин «Детство» Почему автор центром своего произведения выбрал сосну?Какие иллюстрации созвучны бунинской идеи?Почему у Шишкина на всех его картинах, где изображены сосны, нет макушек? * Спасибо за внимание!