Презентация Здоровьесберегающие технологии на уроках математики и физики


Здоровьесберегающие технологии на уроках физики и математики “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности детей зависит  их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”В.А.Сухомлинский
 В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.Здоровьесбережение не может выступать в качествеосновной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Школьные факторы риска:стрессовая педагогическая тактика;несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
провалы в существующей системе физического воспитания; интенсификация учебного процесса; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.
Внедряя элементы здоровьесберегающей технологии в учебный процесс, можно определить следующие  цели:- создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися; - создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей; - анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики и физики и во внеурочное время.
  задачи:•   Проведение сравнительного анализа состояния здоровья, режима дня, учебной нагрузки и объема домашних заданий учащихся. •   Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни. •   Педагогическая и психологическая поддержка процесса социализации учащихся. •   Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. •   Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению. •   Создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям.
При построении уроков использую в работе  рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберающей технологией: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. Например: Выполни вычисления по алгоритму, заданному блок-схемой. Расположи ответы примеров в порядке возраста­ния, и ты узнаешь, где в теле человека кислород перехо­дит в кровь. Какие  ещё органы дыхания ты знаешь?а 01234567х                                        БуквыЛЬВОАЕЛЫальвеолы.Ответ: 3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут. 4.  Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут. 5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительныемоменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы и задачи, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни. Например: Ученикам предлагается решить задачи: Задача 1: Один въедливый учёный подсчитал, что в 1 г грязи из-под ногтей содержится 38 000 000 микробов, чтобы заболеть достаточно проглотить 1/100 часть. Сколько же это микробов? Задача 2: Ежегодно диагноз рак легких получают 18 тыс. человек , что составляет 30% всех курильщиков. Сколько человек из числа курильщиков еще можно уберечь от этого страшного заболевания?
9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. В качестве примера рассмотрим урок-соревнование по теме: «Умножение обыкновенных дробей» Учебные задачи: 1.Познакомить детей с некоторыми приёмами решения упражнений и задач. 2.Учить детей нетрадиционным приёмам, нестандартному решению задач повышенной трудности. Воспитательные задачи: 1. Развивать внимание, память, логическое мышление детей. 2.Расширять математический кругозор детей и прививать интерес к математике.
Здоровьесберегающие задачи: 1. Предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся. 2. Увеличение активности учащихся на уроке, снятие напряжения различных групп мышц. 3. Развитие наблюдательности, памяти, воображения. 4.Создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.
ХОД УРОКАСодержаниеЗдоровьесберегающее сопровождениеУМНОЖЕНИЕ ДРОБЕЙ1. Профилактика утомления органов зрения. Тема урока записана на доске разноцветными буквами, в виде кривой линии, что способствует разгрузке аккомодационного аппарата. Учитель: «Я рада вас снова видеть на занятии по математике. Сегодня я предлагаю вам принять участие в космическом путешествии» 2. Тренинг общения. Психомоторный настрой детей, тренинг общения, положительная мотивация, создание успеха.Космическое путешествие
Разминка. Решить задачу:„В 6 классе из 29 учащихся 4 мальчика и 5 девочек страдают искривлением позвоночника. Сколько процентов мальчиков и девочек из 6 класса не всегда правильно сидят за столом?” 3. Тренинг «Сядем правильно»Тренинг направлен на формирование правильной осанки и повышение работоспособности: «Сядьте правильно, удобно, приготовьтесь выполнять индивидуальные задания». Решить примеры: В результате их решения на доске появляется девиз путешествия: «Книга ― книгой, а мозгами двигай»4. Система оценивания. За правильный ответ даются фишки – геометрические фигуры разного цвета и формы. Решить задачу (на движение), 5. Изотерапия. Использование цветных мелков. Некоторые задания с помощью рисунков, схем рисуются детьми на доске, доказывается решение.Найдите, исправьте и объясните допущенную ошибку:Учащимся предлагаются решенные примеры, в которых допущены ошибки.6. Выход к доске для объяснения решения. Снятие напряжения мышц, увеличение двигательной активности, создание ситуации успеха. II. Коллективное решение задачи.7. Гимнастика для глаз. Обвести по контуру геометрические фигуры, линии. Посмотреть на предмет перед глазами, затем на дальний предмет.- Каждая группа подготовила занимательные задачи 8. Группы меняются местами. Снимается эмоциональное и мышечное напряжение, увеличивается двигательная активность, поддерживается высокий уровень работоспособности. Задание: Попробуем представить дроби 3/8 и 7/8 в виде суммы неравных дробей с числителем 1. 9.Осуществляется познавательная активность, творческое воображение и целостное восприятие.III. Математическая игра. Необходимо правильно и быстро решить примеры записанные на доске. 10. Работа с цветными карточками Это активизирует умственную работу, развивает и укрепляет зрительную память, развивает интерес и разнообразит работу. IV Самостоятельная работа в парах. Задание на карточках11. Гимнастика. Выход по – очереди к доске, объяснение хода решения, показ, посадка на место и продолжение работы. Что снимает напряжение, поддерживает высокий уровень работоспособности.V Решение задачи.(Работа в группах).12. Работа в группах. Осуществляется социальное взаимодействие, тренинг общения, снимается эмоциональное напряжение, создаётся «ситуация успеха», увеличивается двигательная активность. VI. Решение логической задачи:13. Ученики прослушивают задания с книгой на голове. Осуществляется коррекция осанки.А, Б, В, Г, - друзья. Один из них врач, другой – журналист, третий – тренер и четвёртый – строитель. Журналист написал статьи об А и Г. Тренер и журналист вместе с Б ходили в туристический поход. А и Б были на приёме у врача. У кого какая профессия?14. Задача решается методом логических рассуждений. В ходе решения на доске постепенно появляется доказательство решения, решения записываются в виде таблицы. Одновременно работа выполняется в тетради. Учитель: Путешествие подошло к концу.Чтобы посадить корабль на землю, необходимо выполнить самостоятельную работу по вариантамс самопроверкой.15. Задания располагаются на слайде.Это активизация рабочей деятельности, профилактика утомления органов зрения, стимуляция творческого импульса, распределение внимания, развитие воображения, глубокое развитие памяти и внимания.На доске расположена таблица16. Учитель постепенно, по мере рассуждения и решения задач заполняет на доске таблицу цветными мелками. 17. Дети вместе с учителем заполняют таблицы (путевые листы), приготовленные заранее. Развивается внимание, зрительная память. Рефлексия урока. Спасибо за внимание и всем крепкого здоровья!