Ремесло 9-13вв. Презентация к уроку культура руси 9-13вв.


Ремесло Руси IX-XIIвв.Агузарова С.И. учитель истории МБОУ СОШ№3г.Моздок РСО - Алания На Руси к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных  и стальных  изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью. В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древо-дельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок. основывалась на металлургическом производстве, овысоком уровне развития которогосвидетельствует применениеремесленниками сварки, литья, кови металла, наварки и закалки стали. Часть ремёсел основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развитиякоторого свидетельствует применение ремесленникамисварки, литья, ковки, наварки и закалки стали. Частьремёсел Кузнецы.Самым почитаем на Руси было ремесло кузнеца, она считалась самой тяжёлой в славянском поселении. Ему приходилось работать рядом с раскалённой печью, в кузнице всегда было жарко. Сырьём для получения железа служили болотная, озёрная и дёрновая руды.Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца. Русские кузнецыпроизводили самыеРазнообразныепредметы изметалла: лопаты,лемеха. Ножи,долота. сковорды,удила. Ножи,ножницы и многоедругое. Изделия кузнечного ремеслаполучили высокую оценку нетолько на Руси, затейливыевисячие замки с ключамисложного рисунка находилисбыт в соседних странах подназванием «русских» замков. Но особое развитие по-лучило производство оружия и военных доспехов.Мечи и боевые топоры,копья, колчаны со стрелами,кольчуги и щиты выраба- тывались мастерами – оружейниками. Изготовление оружие идоспехов было сопряжено сособенно тщательнойобработкой металла и требовало умелых приёмов вработе. ЮвелирыПоказателем высокогоразвития ремесла было иювелирное производство.Ювелиры удовлетворялипотребности широкихслоёв населения вукрашениях, а такжеизготовляли предметыроскоши для знати иутварь для церкви. Основным техническим приёмом «злотарей» тоговремени было литьё. Расплавленный в спе-циальных глиняных тигляхметалл при помощи глинянойложки – «льячки» – заливалсяв форму , а после остыванияизвлекался из неё. Ювелирное ремесло X –XIIвв. Не ограничивалось литейным производством.Ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий. Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью. Близкой к скани была зернь. Зернь — мелкие золотые, платино-вые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которыенапаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техникаСтала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычновместе с эмалью. Чернь(см. чёрный цвет) — прием затемнения, заполнения чёрнойкраской какой-либо поверхности, гравированных или естественныхуглублений на металле, камне, дереве. Чернью называют такжесобственно чёрную краску, которая служит этим целям (сравн.сграффито; скальоло; шварцлот). Для чернения серебряных изделийобычно применяли порошок из смеси серебра, меди, свинца, олова исеры с добавлением буры. Русские мастера добавляли еловую смолуи чёрную краску (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяныеизделия; Дагестан; кубачинские художественные ремесла). Термины"чернь", "поче́рнь" или "че́рнеть" использовали древнерусские иконописцыи фрескисты Самый ювелирной технологииво времена Киевской Русиможно считать эмаль –финифть. Фини́фть (др.-рус.финиптъ, химипетъ, из ср.греч. χυμευτόν, то же отχυμεύω — «смешиваю») —особый вид прикладногоискусства, в которомиспользуется эмаль (в качествеосновного материала) всочетании с металлом. Эмали окрашиваются солямиметаллов: добавки золота Придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди —зелёный. При решении специ -фических живописных задачяркость эмалиможет, в отличие отстекла, приглушаться. Образки,крестики, портреты, украшения,выполненные в технике финифти,отличаются особой долговеч-ностью, декоративностью,яркостью и чистотой красок. Для ее изготовления на поверхности золотых предметов втискивались контуры рисунка, в которые затем впаивалисязолотые перегородки. Промежутки заполнялисьразноцветными порошками особого химического состава, послечего изделие подвергали термической обработке. Медленнорасплавляясь, такие порошки образовывали изысканнуюповерхность нужного рисунка. Высоким мастерствомотличаются миниатюры в отдельных рукописных книжныхпроизведениях того времени. ГончарыБольшая группа ремесленни-ков занималась гончарнымделом. Гончарная глинянаяпосуда была основной вхозяйстве древнерусскогочеловека. Уже в IXв. в ДревнейРуси преобладала посуда,сделанная на гончаром круге. Посуда орнаментовалась,сушилась, а потом обжигалась. Сосуды различных размеров и разного назначения: для варки пищи, для хранения зерна и мёда. Изготавливались плошки, крынки, чашки, блюда, светильники, кувшины, жбаны и различные глиняные игрушки. «Древодели»Широкое распространение в ДревнейРуси получила обработка дерева. В источниках неоднократноупоминаются «древодели», т.е.плотники. Они имели разнообразныестроительные инструменты: топоры,рубанки, молотки, пилы, долота и др. С их помощью мастера рубили избы,делали городские укрепления, мостыи деревянные поделки. Изделия бондаря – бочки, ведро, ладья Особую группу ремесленников составляли люди, занятыеизготовлением одежды, тканей,обработкой кожи.Прядением льна и шерсти занимались женщины. Опрядении и ткачестве говоритсяв летописях: «достав шерсть илён, делает всё необходимоеруками своими.»Ткачи Ткацкий станок увосточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерамиславянки занималисьпрядением и ткачеством Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток Народные промыслы Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавли-вали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ. Использованные ресурсы1. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Издательство АН СССР, 1948.2.СахаровА.М., МуравьёвА.В., Очерки истории русской культуры 9-17вв., М., Просвещение.1984.3.https://ru.wikipedia.Ремёсла Древней Руси.4.https://yandex.ru/images/search?imgХудожественное ремесло.