Презентация по физической культуре на тему Основные виды движений на занятиях по физической культуре в ДОУ


Основные виды движений на занятиях по физической культурев ДОУФоминых Оксана Владимировнаинструктор по физической культуре МБДОУ № 18 «Рябинка»
Основные виды движенийХодьбаБегЛазаниеПрыжкиМетаниеУпражнения в равновесии Основные движения подразделяются Циклические движения, для них характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение (ходьба, бег, ползание, лазание). Ациклические движения не имеют повторных циклов. Каждое такое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности (метание и прыжки). Основные виды движений развиваютОриентировки ( в пространстве, во времени, при движении).Нравственно-волевые качества (целеустремленность, настойчивость, смелость). Способствуют формированию правильной осанки.Физические качества (быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость). Быстрота Это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времениСпособствует повышению работоспособности организмаУпражнения с ускорением, на скорость, с изменением темпа;Скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание);Бег из усложненных исходныхположений(и.п.);Подвижные игры. СилаЭто способность преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечного напряжения. Способствует развитию крупных мышечных групп, повышению работоспособности сердечнососудистой системы.ОРУ с предметами;Упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, в парных упражнениях);Бег на 30 м;Метание на дальность. ЛовкостьЭто способность справляться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально, находчиво.Способствует развитию крупных мышечных групп, координации движений, ручной и телесной ловкости, формированию согласованных действий.Упражнения в ходьбе и беге между предметами, с преодолением препятствий.Упражнения с изменением скорости, темпа и направления движения;Упражнения в ходьбе по ограниченной поверхности и в парах;ОРУ с предметами различной формы, массы и величины;Пальчиковая гимнастика, перестроение и подвижные игры. ВыносливостьЭто способность организма выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течении продолжительного времени.Способствует укреплению сердечнососудистой и дыхательной систем, повышению работоспособности организма, формированию волевых качеств.Упражнения в ходьбе;Упражнения в беге в среднем и медленном темпе продолжительное время;Упражнения в лазании;Эстафеты и игровые задания. Гибкость Это свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Способствует эластичности мышц и связок.Упражнения с наклонами и поворотами туловища;Упражнения с большой амплитудой;Упражнения с возрастающей амплитудой;Упражнения с гимнастической палкой;Упражнения на перекладине;Упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Основные принципы обучения ОВДЦеленаправленно и последовательно.Исправление ошибок.Использование разнообразных методов и приемов.Учитывать уровень двигательных умений и навыков детей.Знать технику выполнения движений.Подбирать упражнения с учетом возраста. ХодьбаЦиклическое движение умеренной интенсивности.В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.При ходьбе создаются благоприятные условия для улучшения дыхания, кровообращения, обмена веществ.Ходьба способствует развитию и укреплению мышц нижних конечностей.Спокойная ходьба успокаивает деятельность органов дыхания и кровообращения после большой нагрузки.Упражнения в ходьбе различными способами (на носках, на пятках и др.) способствуют развитию и укреплению мускулатуры стоп, предупреждают плоскостопие. Важно!При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок.Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно.Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. К концу дошкольного возраста дети должны уметьПрямому положению туловища и головы.Ровному не широкому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.Правильному согласованию рук и ног.Ходить по прямой, сохраняя это направление.Ходить легко, соблюдая правильную осанку. Виды ходьбыХодьба на носках (укрепляет мышцы и связки стопы, способствует профилактике плоскостопия).Ходьба на пятках (укрепляет мышцы спины, стопы).Ходьба на наружных сторонах стоп (тоже укрепляет мышцы стоп).Ходьба с высоким подниманием колена (укрепляет мышцы живота, спины, ног, связки и суставы).Ходьба перекатом с пятки на носок (укрепляет мышцы ног, стоп, способствует выработке правильной постановки ноги).Ходьба в полуприседе, приседе (укрепляет мышцы таза и стопы).Ходьба скрестным шагом (укрепляет мышцы таза, ног, улучшает отток венозной крови).Гимнастическая ходьба (укрепляет мышцы туловища, ног, стопы). Ходьба мелким и большим шагом (для формирования длины шага). Полезные советыДля формирования темпа ходьбы целесообразно выполнение упражнений под музыку. Выполняя упражнения в ходьбе, следует обращать обязательное внимание на осанку, сочетать упражнения с различными положениями рук, с акцентированным вдохом и выдохом. Стопу при ходьбе ставить мягко.Используется индивидуальная и групповая ходьба в различных направлениях и построениях, с выполнением различных заданий. Применяются пособия: мостики, доски, бревна. Дается ходьба в зале, на участке, на местности с использованием различных покрытий (по земле, по гальке, песке, траве). Учитывается и рельеф местности.Все разновидности ходьбы даются в программе ДОУ с учетом возраста. БегЦиклическое движение, отличается от ходьбы наличием фазы полетаОказывает большую функциональную нагрузку на весь организм.Во время бега в работе принимает участие большое количество крупных групп мышц.Является хорошим средством тренировки органов дыхания и кровообращения.Способствует развитию выносливости организма. Важно!Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии.Толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены. К концу дошкольного возраста дети должны уметьПравильному положению головы и туловища.Правильному согласованию движений рук и ног.Правильной постановке ноги (в медленном беге перекатом с пятки на носок, быстром – на носок).Умению сохранять направление бега.Быстро начинать бег из разных исходных положений. Виды бегаБег с перешагиванием через препятствия высотой 10–15 см.Бег с забрасыванием голени назад.Бег с высоким подниманием коленей.Бег на носках (с 3-го года жизни).Бег широким шагом (с 5 лет).Бег подскоками.Бег в разном темпе.Челночный бег.Бег на скорость. Полезные советыПри обучении бегу младших дошкольников очень важен пример воспитателя (использование образных сравнений в игровой форме, указаний, понятных и доступных детям).При обучении бегу старших дошкольников больше используется показ бега ребенком, сопровождаемый объяснением воспитателя.При обучении детей бегу уделяется внимание правильному выносу голени маховой ноги вперед, достаточно энергичному отталкиванию ноги от почвы, подъему бедра вверх. Учить правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Дается бег с различным выполнением заданий (бег в колонне по одному, по два, бег врассыпную, по кругу, змейкой). Дается бег на местности с учетом рельефа (на горку, с горки и т. д.).Для развития физических качеств дается бег в равномерном медленном темпе, бег на скорость, бег с преодолением препятствий, бег в переменном темпе, челночный бег, игры с бегом.К старшему дошкольному возрасту бег на различные дистанции. Ползанье, пролезание, подлезание, лазание Эти виды относятся к циклическим движениям. Разносторонне развивает и укрепляет мускулатуру как крупных (плечевого пояса, спины, живота), так и более мелких мышечных групп (кисти рук, предплечья, стопы).Оказывают благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.Благоприятны для формирования правильной осанки.Развиваются координационные способности. Важно! Лазание как более сложное движение продолжает различные виды ползанья: на животе, на четвереньках, выполняемые на горизонтальной и наклонной плоскостях. Детей учат ползать одноименными и разноименными способами. При одноименном виде ползанья движение начинается с правой руки и правой ноги, затем подключаются левая рука и левая нога. При разноименном способе ползанья движения правой руки сочетаются с движениями левой и наоборот. При ползании на четвереньках дети могут опираться на ладони и колени, на стопы и ладони, на колени и предплечья. Обучение ползанью осуществляется за счет усложнения способов ползанья и условий выполнения: по полу на определенное расстояние, по ограниченной поверхности (гимнастическая скамейка, ребристая доска, лестница). К концу дошкольного возраста дети должны уметьПолзать и лазить одноименными и разноименными способами. Овладеть такими видами движений: ползание по полу, по гимнастической скамейке, пролезание в обруч (прямо, правым и левым боком), подлезание под дугу или веревку.Перелазить через гимнастическую скамейку или бревно.Уметь сочетать ползание и подлезание с другими движениями (ходьбой, прыжками, прокатыванием мяча).Лазить на наклонных лесенках-стремянках и гимнастических лестницах. Освоить лазание по гимнастической стенке. Уметь лазить по гимнастической стенке по вертикали, переходить с пролета на пролет по горизонтали. Уметь лазить по канату или шесту. Виды лазанияПодлезание под веревочку и дугу;Пролезание в обруч; Ползание под дугу или по гимнастической скамейке;Перелезание через бревно или гимнастическую скамейку;Лазание на наклонных лесенках-стремянках и гимнастических лестницах;Лазание по вертикальной гимнастической лестнице;Лазание по шесту или канату. Полезные советыОбучают подлезанию под веревочку, дугу и обруч не касаясь руками пола. Это движение можно выполнять двумя способами: головой вперед, а также правым или левым боком.Подлизание и пролезание грудью вперед: ребенок подходит к обручу, становится, делает шаг ногой вперед, приседает, продвигает вперед голову и туловище, потом - вторую ногу .При подлезании и пролезания боком: ребенок поворачивается левым или правым боком, делает широкий шаг вперед, наклоняется, продвигает вперед голову и туловище, а затем - вторую ногу .Пролезание при горизонтальном положении обруча, расположенного перед собой:ребенок шагает в обруч сначала одной, а затем другой ногой, потом поднимает обруч вверх и возвращает его в исходное положение. Полезные советыОбучать ползанию с младшей группы: под веревочку, под дугу, по скамейке и т.д.При ползании в упоре стоя («рачки») под дугу или по гимнастической скамейке ребенок опирается на носки, а руками - на кисти. Ползать можно на коленях и кистях, а также на коленях и локтях .Передвижения рук и ног во время ползания может быть одноименным и разноименным способами.При разноименном способе сначала выдвигают левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном способе одновременно двигаются правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. Полезные советыУпражнения в ползании сочетают с движениями, которые способствуют выпрямлению туловища. Например, после ползания под дугу встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладоши над головой или прогнуться. Полезные советыПерелезать через гимнастическую скамейку или бревно двумя способами:Первый - ребенок, лежа на груди и живот вдоль скамейки, переносит сначала на противоположную сторону ноги, затем руки или одну ногу и руку, а после - вторую ногу и руку. Второй способ - дети садятся на скамью (бревно) и, держась за нее руками, переносят одновременно или поочередно ноги и перелезают на другую ее сторону. После этого следует встать ивыпрямиться. Полезные советыУпражнения в лазании на наклонных лесенках-стремянках и гимнастических лестницах выполняются с опорой на ноги и хватом рук за перекладину лестницы.Обучение лазанию по гимнастической лестнице начинается с освоения детьми правильного хвата: большой палец руки должен находиться снизу рейки, а остальные пальцы – сверху.Обучать лазанию по вертикальной гимнастической лестнице можно с третьего года жизни: вначале приставным, а затем переменным шагом.В средней группе, добиваются, чтобы дети не пропускали ступеней при лазание по гимнастической стенке, не ставили одновременно руки и ноги на одну ступень, а переступали одной ногой. Со старшей группы дети передвигаются приставным шагом с одного полета гимнастической стенки к другой; лазают попеременным шагом.Следить, чтобы не пропускали ступеней, координировали движения рук и ног. Полезные советыОбучать лазанию по канату или шесту со старшей группы.Для обучения детей лазанию по канату (шесту) используют следующие подводящие упражнения:1. Освоение захвата и перехвата каната (шеста) руками, сидя на мате.2. Это же упражнение, но выполняется из виса лежа.3. Это же упражнение выполняется из виса стоя.4. Упражнение в переходах из одного виса в другой за счет перехватывания руками и переступания ногами.5. Упражнения для ног: захват каната ступнями в висе, с помощью педагога. Первоначально для этого упражнения используют накладки или узлы на канате на расстоянии 15–20 см.6. Дети пробуют качаться на канате (шесте).При выполнении упражнений в лазании по канату или шесту следует помнить, что дошкольникам не рекомендуются длительные висы. Упражнения - лазания требуют правильной организации детей и обязательной страховки со стороны воспитателя. ПрыжкиДвижения ациклического типаОказывают положительное воздействие на весь организм.При прыжках усиливается кровообращение и дыхание.Развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей.Совершенствуются координационные способности.Способствуют тренировке дыхание и развитию выносливости. Важно!Движения состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания.3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка. К концу дошкольного возраста дети должны уметьНа двух ногах на месте и с поворотом вокруг себя;Вверх из глубокого приседа и с доставанием предмета;С продвижением вперед до ориентира;Перепрыгивать через предметы на двух и одной ноге;В длину с места и с разбега;В высоту с места и с разбега;Запрыгивать на предметы и спрыгивать с высоты;Прыгать через короткую и длинную скакалку на месте и в движении. Виды прыжковНа двух ногах на месте;Попеременно на правой и левой ноге;Вокруг себя;С продвижением вперед;В высоту;В длину;Через скакалку. Полезные советыПри выполнении прыжка с места в подготовительной фазе необходимо присесть и отвести руки назад, это способствует понижению общего центра тяжести тела. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой).При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг. Полезные советыДетей дошкольного возраста обучают прыжкам постепенно, начиная с самых простых (подпрыгиваний, спрыгивания с небольшого возвышения). Постепенно переходят к более сложным прыжкам (в длину и в высоту с места, а затем и с разбега). Простые виды прыжков осваиваются детьми методом целостного упражнения по показу педагога. По мере освоения простых прыжков следует усложнять их варианты и условия выполнения. Для освоения сложных видов прыжков используют подводящие упражнения: обучение мягкому приземлению, отталкиванию и приземлению, исходному положению, выполнению отталкивания одновременно с махом рук, разбегу и отталкиванию, положению тела в полете. Для более сложных видов прыжков вначале облегчают условия и варианты выполнения. При обучении детей прыжкам необходимо соблюдать дозировку, не перегружать детей, потому что прыжки являются достаточно высокой физической нагрузкой. МетаниеЭто движение ациклического типа имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения способствуют укреплению мышц ног, туловища и особенно рук и плечевого пояса.Совершенствуют координацию движений.Развивают глазомер.Воспитывают ловкость.Развиваются также гибкость, быстрота, равновесие. Важно!Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель. Движения состоят их 3 фаз. Подготовительная, заключается в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.Основная, заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.Заключительная, направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия. К концу дошкольного возраста дети должны уметьБросать мяч в верх и ловить его двумя руками и одной рукой.Отбивать мяч о пол одной и двумя руками.Перебрасывание мяча друг другу с разного положения и расстояния.Метать в горизонтальную и вертикальную цель правой и левой рукой.Забрасывать мяч в корзину с места и с нескольких шагов.Перебрасывать мяч через сетку.Отбивать мяч от стены и ловить его (двумя руками, через ногу, с поворотом).Бросать набивной мяч. Виды метанияБроски мяча из разных положений (из-за головы, сверху, от груди, снизу, сидя на коленях, сидя на полу).Отбивание мяча о пол (двумя руками, попеременно правой и левой рукой, стоя на месте, в движении).Метание мешочков (в даль, в горизонтальную, вертикальную, движущуюся цели).Броски мяча в кольцо (одной или двумя руками, с места, с нескольких шагов, в движении).Прокатывание мяча (в даль, в цель, друг другу).Перебрасывание мяча через сетку. Полезные советыОбучению метанию лучше начать с упражнений с мячами: катание, бросание, ловля мяча. Метания на дальность младшие дошкольники выполняют по показу, а старшим – педагог показывает и объясняет упражнение. Показывать следует в медленном темпе, обращая внимание на технику выполнения и сопровождая пояснением всех элементов (правую ногу отставить назад, повернуть корпус и отвести руку назад. Поднять ее круговым движением и бросить).Главное внимание уделяется правильному исходному положению тела и снаряда. При обучении замаху и последующему броску следует использовать зрительный ориентир, чтобы придать снаряду необходимую траекторию полета. Полезные советыМетание в цель производится способом «прямой рукой сверху» или «из-за спины через плечо». При метании в цель необходимо координировать силу, направление броска и расположение цели. Для успешного выполнения метаний требуются точность зрительного восприятия, умение запоминать и воспроизводить правильно движения. Для детей упражнения в метании должны быть каждодневными. РавновесиеУспешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела. У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от возможности удерживать позу в статическом положении, до возможности сохранять равновесие в самых разнообразных движениях. Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры. Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста. Наиболее интенсивно чувство равновесия развивается в пятилетнем возрасте. К концу дошкольного возраста дети должны уметьПринимать заданное исходное положение самостоятельно.Согласовывать движения рук, ног и туловища при ходьбе, беге, в упражнениях.Выполнять упражнения в разном темпе и с изменением темпа.Уметь действовать в парах.Уметь сохранять и восстанавливать равновесие при перемещении по уменьшенной площади опоры, при подъеме и спуске по наклонной поверхности. При преодолении препятствий.Следить за правильно занятой позой, четким и точным выполнением движений. Упражнения на равновесиеПерешагивание через предметы (разной величины);Ходьба по канату, лежащему на полу (прямо, правым и левым боком);Ходьба по скамейке ,бревну, по узкой рейке (с приседаниями, с поворотами, с перешагиванием, с мячами, с мешочком на голове);Стойка попеременно на правой и левой ноге с закрытыми глазами.Ходьба спиной вперед;Ходьба по наклонной доске. Полезные советыПрочно и крепко стоять можно, когда ноги слегка расставлены.Чтобы не разогнаться, спускаясь с горки, туловище нужно отклонить назад.При подъеме по наклонной доске туловище наклонить слегка вперед.Младшим дошкольникам при перешагивании через предметы разной высоты дать в руки мяч. Для успешного обучения детей основным движениям рекомендуется использовать разнообразное физкультурное оборудование.
Спасибо за внимание!