Презентация к педсовету на темуОпыт работы по развитию интегративных качеств дошкольников средствами художественной литературы


Коллектив воспитателей старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР д/с №15 Опыт работы по развитию интегративных качеств дошкольников средствами художественной литературы « Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.»Альберт ЭйнштейнЭпиграф Интегративное качествоФизически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.  У соборного попа ростовского был молодой сын, удалый добрый молодец, Алёша.Научился Алёша на коне ездить, научился мечом владеть и приходит к милому родителю просить благословения на путь-дорогу: хочет Алёша поехать к морю, пострелять гусей-лебедей, малых серых утушек, поискать богатырских подвигов.БылинаАлёша Попович и Тугарин Змей Былина«Святогор -Богатырь»Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вся вода из реки выплеснется. Ездит он сутки, другие, третьи , остановится, раскинет шатёр, ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредёт. Формы работы с произведением Интегративное качествоЛюбознательный, активный. — Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть ее, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:— Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные теплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце все-таки спросила, потому что была осторожна:— А много ли там мошек и комаров?— О! целые тучи! — отвечала утка.— Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать ее и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.— Возьмите меня с собой!В. Гаршин«Лягушка – путешественница» Г. Х. Андерсен«Русалочка»Больше всего любила русалочка слушать рассказы о людях, живущих наверху, на земле. Старухе бабушка пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и о животных. Особенно занимало и удивляло русалочку то, что цветы на земле пахнут, - не то; что тут, в море! - что леса там зеленые, а рыбы, которые живут в ветвях, звонко поют. Бабушка называла рыбками птичек, иначе внучки не поняли бы ее: они ведь сроду не видывали птиц. Формы работы с произведением Интегративное качествоЭмоционально отзывчивый И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с тобой?А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером. В.Драгунский«Друг детства»  Мама сказала:- Интересно! А на что?Я ответил:- На светлячка! Вот он, в коробочке живет. Погаси-ка свет!И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку.Потом мама зажгла свет.- Да, - сказала она, - это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?- Я так долго ждал тебя, - сказал я, - и мне было так скучно, а этот светлячок, он оказался лучше любого самосвала на свете.Мама пристально посмотрела на меня и спросила:- А чем же, чем же именно он лучше?Я сказал:- Да как же ты не понимаешь?! Ведь он живой! И светится!..В.Драгунский"Он живой и светится..." Формы работы с произведением Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведенияИнтегративное качество И вот к нам вошел какой-то дяденька.Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:- Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... мм... фото, когда я весь в каше?!Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.- Извините, пожалуйста, - сказала она тихо, - разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!И они все трое вышли в коридор.А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:- Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:- Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:- Да.В.Драгунский«Тайное становится явным»  Час обеда приближался,Топот по двору раздался:Входят семь богатырей,Семь румяных усачей.Старший молвил: "Что за диво!Все так чисто и красиво.Кто-то терем прибиралДа хозяев поджидал.Кто же? Выдь и покажися,С нами честно подружися.Коль ты старый человек,Дядей будешь нам навек.Коли парень ты румяный,Братец будешь нам названый.Коль старушка, будь нам мать,Так и станем величать.Коли красная девица,Будь нам милая сестрица". И царевна к ним сошла,Честь хозявам отдала,В пояс низко поклонилась;Закрасневшись, извинилась,Что-де в гости к ним зашла,Хоть звана и не была.А.С. Пушкин«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Формы работы с произведением Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.Интегративное качество Как вихрь помчалась Маленькая Баба-Яга на новой метле. Вот она уже над крышами деревни. Ворон Абрахас с трудом удерживался у нее на плече, судорожно цепляясь за платье.- Внимание! - прокаркал он. - Колокольня! Маленькая Баба-Яга вовремя повернула метлу. А то бы они так и остались висеть на кресте колокольни. Только фартуком задела она за железо - вжик! - и половина фартука осталась там.- Лети помедленней! - крикнул Абрахас. - Не то сломаешь себе шею! Ты что, с ума сошла?- Это такая метла! - крикнула Маленькая Баба-Яга. - Она меня не слушается!С новой метлой дело обстоит так же, как с молодой лошадью: ее надо сначала укротить и объездить. Если ты отделаешься при этом всего лишь одним разорванным фартуком, считай, что тебе повезло. Но Маленькая Баба-Яга была опытной наездницей. Она направила взбесившуюся метлу в открытое поле. Там не за что было зацепиться.О. Пройслер«Маленькая Баба- Яга»  Знайка, который очень любил читать, начитался в книжках о дальних странах и разных путешествиях. Часто, когда вечером нечего было делать, он рассказывал своим друзьям о том, что читал в книжках. Малыши очень любили эти рассказы. Им нравилось слушать о странах, которых они ни разу не видели, но больше всего они любили слушать о путешественниках, так как с путешественниками случаются разные невероятные истории и бывают самые необыкновенные приключения. Наслушавшись таких историй, малыши стали мечтать о том, как бы самимотправиться в путешествие. Некоторые предлагали совершить пеший поход, другие предлагали плыть по реке на лодках, а Знайка сказал: -- Давайте сделаем воздушный шар и полетим на шаре. Эта затея всем очень понравилась. Коротышки еще никогда не летали на воздушном шаре, и всем малышам это было очень интересно. Никто, конечно, не знал, как делать воздушные шары, но Знайка сказал, что он все обдумает и тогда объяснит. И вот Знайка стал думать. Думал он три дня и три ночи и придумал сделать шар из резины.Николай Носов.«Приключения Незнайки и его друзей» Формы работы с произведением Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.Интегративное качество Хм! Так вот Царь-девица!Как же в сказках говорится, -Рассуждает стремянной, -Что куда красна собойЦарь-девица, так что диво!Это вовсе не красиво:И бледна – то, и тонка,Чай, в обхват –то три вершка;А ножонка –то, ножонка!Тьфу ты! Словно у цыпленка!П.Ершов «Конек Горбунок»  В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно: что, кроме солнышка, синего неба и зелёной травки, есть ещё сердитые шмели, серьёзные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для неё, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так...Д. Мамин-Сибиряк«Сказочка про козявочку» Формы работы с произведением Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.Интегративное качество Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.– Ну-ка, сложи свое имя. – Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. – Все засмеялись.– Молодец, – сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! –Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.Л. Толстой «Филипок»  Буратино хитро подмигнул:- Врете, ни одного...- Я говорю, - терпеливо повторила девочка, - предположим, что у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько у вас осталось яблок?- Два.- Подумайте хорошенько.Буратино сморщился, - так здорово подумал.- Два...- Почему?- Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!- У вас нет никаких способностей к математике, - с огорчением сказала девочка. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино» Формы работы с произведением Овладевший необходимыми умениями и навыкамиИнтегративное качество Жил да был крестьянин. Умерла у него жена, осталось три дочки. Хотел старик нанять работницу — в хозяйстве помогать. Но меньшая дочь, Марьюшка, сказала: — Не надо, батюшка, нанимать работницу, сама я буду хозяйство вести. Ладно. Стала дочка Марьюшка хозяйство вести. Все-то она умеет, все-то у нее ладится. Любил отец Марьюшку: рад был, что такая умная да работящая дочка растет. Русская народная сказка«Финист –ясный сокол»   — Мы —семь братьев, семь Симеонов — семь работничков. Пашем мы землю отцовскую и дедову, и каждый своему ремеслу обучен.— Ну,— спрашивает царь,— кто какому ремеслу обучен?Старший говорит:— Я могу построить железный столб от земли до неба. Второй говорит:— Я могу на тот столб полезть, во все стороны посмотреть, где что делается увидеть.— Я, — третий говорит, — Симеон-мореход. Тяп-ляп — сделаю корабль, по морю поведу.— Я, — говорит четвертый, — Симеон-стрелец. На лету муху из лука бью.— Я — Симеон-звездочет. Звезды считаю, ни одной не потеряю.— Я — Симеон-хлебороб. За один день вспашу, и посею, и урожай соберу.— А ты кто такой будешь? — спрашивает царь Симе-она-младшенького.— А я, царь-батюшка, пляшу-пою, на дуде играю. Вывернулся тут воевода царский.— Ох, царь-батюшка! Работнички нам надобны. А плясуна-игреца вели прочь прогнать. Такие нам не надобны. Только зря хлеб едят да квас пьют.— Пожалуй, — говорит царь.А Симеон-младшенький поклонился царю да и говорит:— Дозволь мне, царь-батюшка, мое дело показать, на рожке песенку сыграть.— Что ж,— говорит царь, — сыграй напоследок да и вон из моего царства.Взял тут Симеон-младшенький берестяной рожок, заиграл на нем плясовую русскую. Как пошел тут народ плясать, резвы ножки переставлять! И царь пляшет, и бояре пляшут, и стражники пляшут. В стойлах лошади в пляс пошли. В хлевах коровушки притоптывают. Петухи, куры приплясывают. А пуще всех воевода пляшет. С него пот катится, он бородой трясет, уже слезы по щекам льются.Русская народная сказка«Семь Симеонов» Формы работы с произведением Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Интегративное качество После этого, гордый своей добычей, он отправился прямо во дворец и попросил приёма у короля. Его ввели в королевские покои. Он отвесил его величеству почтительный поклон и сказал:– Государь, вот кролик из лесов маркиза де Карабаса (такое имя выдумал он для своего хозяина). Мой господин приказал мне преподнести вам этот скромный подарок.– Поблагодари своего господина, – ответил король, – и скажи ему, что он доставил мне большое удовольствие.Ш. Перро«Кот в сапогах»   И вдруг сказала тихо и печально:   – Нет, Танюшка, совсем ты свою бабушку не любишь! Я-то тут бегаю, ищу, кричу. Думаю – не в пруду ли утонула, не заблудилась ли где. Спасибо, телятницы сказали, что на лугу вас видели. А тебе и думки мало, что бабушка тут беспокоится. Вот какая ты у нас, Танюша, недобрая, бабушку совсем не жалеешь!   У Тани глаза сразу налились слезами.   – Бабушка, я тебя жалею! – закричала она.   Таня живо подбежала к бабушке, вскарабкалась на приступку, где стоял мучной лоток, и обняла бабушку за шею.   У бабушки чуть сито с мукой из рук не вывалилось.   – Бабушка, я тебя жалею! – повторила Таня со слезами и прижалась лицом к бабушкиной щеке.   Бабушка улыбнулась, положила сито и вытерла своим ситцевым фартуком Танины слёзы.   – Вот и хорошо, что жалеешь, – сказала она. – Только давай уговоримся: если вздумаешь куда убежать, так сначала у бабушки спросись. Ладно?   – Ладно, – обещала Таня.   – Ну, а теперь садись да поешь, – сказала бабушка. – Вот тебе каши с молоком да творожку мисочку… Да вот ещё яичко я тебе оставила. Подкрепись пока до ужина.   Так помирились бабушка с Таней, и обеим стало хорошо и весело. Л.Воронкова «Ссора с бабушкой» Формы работы с произведением «Ни дня без книги!»