Презентация Мастер-класса Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания биологии»


«Екібастұз қаласы әкімдігінің білім бөлімі №10 жалпы орта білім беретін мектеп коммуналдык мемлекеттік мекеме» Мастер-класс «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе преподавания биологии»учителя биологиивысшей категории Соляник Елены Пантелеевны2015-2016 учебный год В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Ключевые образовательные компетенции1. Ценностно-смысловые компетенции. 2. Общекультурные компетенции.  3. Учебно-познавательные компетенции.  4. Информационные компетенции5. Коммуникативные компетенции.  6. Социально-трудовые компетенции  7. Компетенции личностного самосовершенствования  (Из доклада д.п.н. А.В.Хуторского на тему "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" ) Информационно-коммуникативные компетенции Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, анализировать результаты деятельности. На каждом учебном занятии вводятся новые биологические термины. На уроках оценивается умение учащегося грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов, способность построения целостных и логичных высказываний с грамотным использованием биологических терминов. Большое значение имеет составление планов и опорных конспектов – сначала по образцу, потом самостоятельно, как по изученному, так и по новому материалу, для закрепления и для контроля знаний. Компетенции, применяемые на уроках биологии1. Информационные компетенции. При помощи таких объектов как компьютер и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет), у учащихся формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 2. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков (русского и английского), способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, задавать вопросы, выслушивать оппонента, вести дискуссию и др. Для формирования данных компетенций в учебном процессе используются реальные объекты коммуникации и способы работы с ними.   Информационная компетентностьАктуализация информационной насыщенностиРабота с текстом учебникаАнализ исторических источниковАнализ лекционного материалаИспользование иных источников информации .Развитие коммуникационнойнаправленностиРолевые игрыДеловые игрыГрупповая работаКоммуникативная компетентность«Дебаты» Формирование навыков сотрудничества и эффективной коммуникации.Разработка общей позицииНахождение компромиссаАргументированиеОзвучивание самостоятельных идейГрупповая работа Основа системы личностно-ориентированного обученияДля создание психолого-педагогических условий для полного усвоения и учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться можно применять личностно-ориентированное обучение Таксономия Бенджамина Блумаэто иерархически взаимосвязанная система (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos -  закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.)Б. Блум (1913 —1999гг.), американский психолог методов обучения

Таксономия учебных целей, уровней развития познавательных способностей, вопросов обучающего характераПолезная схема, которая помогает соотнести вопросы с определенной категориейПредполагает, что в «основании пирамиды» находятся знанияТаксономия Б. БлумаОценкаСинтезАнализИспользованиеПониманиеЗнаниеМышление низкого уровняМышление высокого уровня




ЗнаниеКонкретного материалаТерминологииФактовСпособов и средств обращения с конкретным материаломОпределенийТенденций и результатовСистемы понятий и категорийКритериевМетодологииУниверсальных понятий данной области знанийЗаконов и обобщенийТеорий и структур

ПониманиеЗнаниеОбъяснение Интерпретация

ИспользованиеПониманиеЗнаниеПрименение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях
АнализИспользованиеПониманиеЗнаниеЭлементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между нимиНарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных

СинтезАнализИспользованиеПониманиеЗнаниеЗнаний из нескольких областейЭкспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого

ОценкаСинтезАнализИспользованиеПониманиеЗнаниеСуждение на основе имеющихся данныхСуждение на основе внешних критериевВидение различий между фактами и оценочными суждениями

ОценкаСинтезАнализИспользованиеПониманиеЗнаниепредставить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозироватьсоздать, придумать дизайн, разработать, составить планпроанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различияприменить, проиллюстрировать, решитьописать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назватьПримеры заданий Уровни учебных целейОпределениеЧто делает обучающийсяЧто делает преподавательГлаголы, которые помогут Вам придумать упражнениеЗнаниеВоспроизводство или определение местонахождения конкретных элементов информации; знание конкретных данных - терминологии, фактов; знание средств и способов действия с конкретными данными. Отвечает, воспринимает, впитывает, запоминает, распознает, не требуется высказывания суждения или анализ идеи.Руководит, управляет, направляет, рассказывает, сообщает, показывает, опрашивает, проверяет, экзаменует, определяет, какой объем информации ученики способны воспроизвести. Сделайте сообщение - перечислите - опишите - воспроизведите - установите, что это, где это и т.д. - сформулируйте - узнайте - запомните - расскажите - изложите факты - повторите – определите – выявите – составьте перечень – запомните – назовите – процитируйте – расскажите - идентифицируйте  ПониманиеПонимание изложенного материала, передача информации на другом языке, в других терминах, другой форме; преобразование абстрактного в конкретное или повседневное; преобразование чего-то в более краткую форму; приведение иллюстрации или примера, поясняющего некий принцип или абстракцию; преобразование слов в символы, иллюстрации, таблицы, диаграммы, формулы и наоборот. Отделение существенного от несущественного, выведение заключения или обобщение данных. Объясняет, Истолковывает, Интерпретирует, ДоказываетДоказывает, слушает, задает вопросы, сравнивает, сопоставляет, опрашивает, проверяет, экзаменуетИзмените - превратите - заново сформулируйте - перефразируйте - опишите - объясните - сделайте общий обзор - сделайте рецензию - расскажите - обобщите - суммируйте - свяжите воедино - проинтерпретируйте - разъясните своими словами - сделайте заключение, вывод - сформулируйте основную идею - уточните, преобразуйте, защитите, различите, обсудите, отличите, выразите своими словами, продолжите, выявите, проиллюстрируйте, истолкуйте, выберите и т.д.  ПрименениеЭтот уровень предполагает, что ученики должны уметь использовать знания в ситуациях без какой-либо подсказки со стороны преподавателя. Использование (применение) правил, концепций, принципов, теорий, идей в новых ситуацияхприменять абстрактное знание в практической ситуации, в решении продуктивных задач.Разрешает новые проблемы, доказывает, использует знания в новых ситуациях, создает, придумывает новое, конструирует.Показывает, оказывает содействие, помогает, поддерживает, наблюдает, критически разбирает работу, обсуждает.Примените - попробуйте на практике - используйте - употребите - решите - докажите - продемонстрируйте - проиллюстрируйте - покажите - сделайте отчет – рассчитайте – внесите изменения – вычислите – постройте – найдите – проведите эксперимент – интерпретируйте – организуйте. Уровни учебных целей таксономии Блума АнализРасчленение информации на составные части.Учебные результаты характеризуются более высоким уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют как осознания содержания учебного материала, так и его организации. Обсуждает, раскрывает, перечисляет, анализирует, разбивает на части, разбирает критически.Исследует, руководит, служит проводником, стимулирует, наблюдает, действует как дополнительный ресурс для обучающихся.Проанализируйте - разбейте на части - рассмотрите критически - разыщите - найдите - определите — различите - отличите - проверьте - сравните - сопоставьте - сделайте обзор - проинспектируйте - проведите исследование - осмотрите - изучите - отделите - разделите - распределите на категории – классифицируйте –сгруппируйте – объедините –обсудите - сделайте выводы – различите – выделите. Синтез (создание нового)Создание из различных идей нового или уникального продукта или планаОбсуждает, Обобщает Связывает воедино, Сопоставляет, Резюмирует, суммируетДает обратную связь (рефлексию), Расширяет, продолжает, Оценивает, обсуждаетСоздайте - придумайте - изобретите - составьте - предскажите — организуйте - спланируйте - сконструируйте - оформите - модифицируйте - измените - предположите, что будет если - улучшите - создайте теорию - предложитеОценкаОценивание значения материала или идей на основе определенных критериев или стандартов.Данный уровень предполагает вынесение суждений относительно ценности идей, трудов, решений, методов или материалов для какой-то конкретной цели. Судит, оценивает, обсуждает, дискутирует, подвергает сомнению, формирует, составляет, высказывает свое мнение.Принимает, допускает, соглашается, признает, раскрывает критерии, гармонизирует, согласовывает.Составьте мнение — придите к выводу - выберите - решите - оцените - критически разберите - обоснуйте - объясните - обсудите - проверьте -проконтролируйте - аргументируйте - рекомендуйте – определите Специально организованная учителем терминологическая работа способствует более качественному усвоению учащимися тех понятий, и более прочному удержанию самих терминов в памяти учащихся .Запоминание и усвоение терминов проходит успешнее, если они чаще повторяются, чаще воспроизводятся учащимися. И здесь очень важно, чтобы это повторение было не механическим. Новые для учащихся термины должны неоднократно повторяться при изучения нового материала и его закрепления, в процессе выполнения групповой или самостоятельной работыНа уроках биологии учитель в процессе обучения создает специальные ситуации, условия, способствующие развитию учащихся и их мыслительной деятельности. Одно из таких условий – специальная терминологическая работа, организуемая учителем. Задания для групповой работы... Задания для групповой работы Задания для групповой работы.. Задания с алгоритмом ответа Задания с алгоритмом ответа (с пропуском в тексте ряда слов). Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связано излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на начальных этапах формирования понятий, при изучении сложных вопросов программы, при проверке знаний слабоуспевающих учащихся. Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает школьникам вписать пропущенные слова. Работа в парах сменного состава. . Работа в парах сменного состава. Задание. Составьте схемы отделов скелета, запишите в тетради, сколько костей входит в их состав, прочитайте термины друг другу. Пример: Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей. Скелет головы = ….. (……………… +………)Лицевой отдел черепа = …. (…………………. +……………….)Мозговой отдел черепа = …. (1 …………+ 1………..+ 2 ……..+ 2………….)Скелет туловища = …. (………………………+…………………..)Грудная клетка = ….. (…………..+ 12 ……………. + 12………..) Позвоночник = …. (7 …………….+ 12……. + 5 ………+ 5 ……….+ 4-5………..)Пояс верхних конечностей = …. (2 ………+ 2………...)Скелет верхней конечности = ….. (1 ……+ 2 …….. +……….)Пояс нижних конечностей = (2 ………..+ …………..)Скелет нижней конечности = (1 …….+ …..+…………..). Работа в парах сменного состава. Задание. Составьте схемы отделов скелета, запишите в тетради, сколько костей входит в их состав, прочитайте термины друг другу. Пример: Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей. Скелет головы = ….. (мозговой отдел + лицевой отдел)Лицевой отдел черепа = …. (верхнечелюстная + нижнечелюстная)Мозговой отдел черепа = …. (1 лобная кость + 1затылочная кость + 2 височные + 2 теменные)Скелет туловища = …. (грудная клетка + позвоночник)Грудная клетка = ….. (грудина + 12 пар грудных позвонков + 12 пар ребер) Позвоночник = …. (7 шейных позвонков + 12 грудных + 5 поясничных + 5 крестцовых + 4-5 копчиковых)Пояс верхних конечностей = …. (2 ключицы + 2 лопатки)Скелет верхней конечности = ….. (1 плечевая кость + 2 кости предплечья + кости кисть)Пояс нижних конечностей = (2 тазовые кости + крестец)Скелет нижней конечности = (1 бедренная кость + 2 кости голени + кости стопы) У обучающихся в данной работе формируются коммуникативные компетенции:умение быстро объединиться в группы по интересам, учитывая возможности и особенности своих товарищей. умение правильно организовать работу в группе, распределить четко обязанности между всеми её членами.умение, получив задание, увидеть в нем конечную цель, выделить главное, определить последовательность выполнения работы.умение составить план ответа, из большого объема информации выделить главную суть и передать её в виде презентации своей группы.