Презентация по русскому языку на тему Не с именами существительными (5 класс)


Слитное и раздельное написание не с именами существительными РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, . Определяем проблему урокаПрочитайте пословицы и загадки:Прочитайте пословицы, скажите, как вы понимаете их смысл.Обратите внимание на слова с пропущенными буквами, выпишите их, вставив пропущенные буквы и обозначив орфограммы.Найдите слова с не. Назовите их. Правописание какого слова с не вам уже знакомо?Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся.Попробуйте сформулировать тему и цель урока.Проверьте себя.Узнать новую орфограмму – правописание не с именами существительными. Научиться правильно писать имена существительные с не.1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре.2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло3. (Не)пером пишут, а умом.4. Кругла, а (не) месяц, зелена, а (не) дубрава, с хвостиком, а (не) мыш….5. (Не) куст, а с листочками, (не) рубашка, а сшита, (не) человек, а ра..сказывает.

Решаем проблему, открываем новые знанияНе печь кормит, а руки.Какой смысл вносит не в эти предложения?Это не галка, не сорока, не ворона.противопоставлениеотрицаниеСделайте вывод, когда не с существительными пишется раздельно.



ненастьеневзгодыневеждаПрочитайте слова без не. Понаблюдайте за особенностями группы слов.…настье…взгоды…веждаСделайте вывод, когда не с существительными пишется слитно. Чем является не в приведённых словах?? Продолжим наблюдения




правда – неправда счастье – несчастье друг – недруг Понаблюдайте за особенностями другой группы.правда – неправда (ложь)счастье – несчастье (горе)друг – недруг (враг)Сравни пары слов. Какой смысл слову придаёт не?Чем можно заменить существительные с не? Сделайте 2-й вывод о слитном написании существительных с не.синонимом Продолжим наблюденияЧем является не в данных словах?






ненастьеневзгодыневежданеправданесчастьенедругне_печь, а рукине_галка, не_сорока,не_воронаСделайте общий вывод о слитном и раздельном написании существительных с не.Обобщим наблюденияСравните свои выводы с правилом в учебнике.







Обобщим наблюденияПопробуйте представить правило в виде схемы.Не с именами существительнымиПроверьте себя.СЛИТНОРАЗДЕЛЬНО1. Не употребляется без не.2. Можно заменить синонимом (близким по значению выражением).1. Есть противопоставление.2. Имеет отрицательное значение.





РефлексияУкажите номера предложений, в которых существительное с не пишется раздельно. (Не)везение преследовало меня.(Не)везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.(Не)везение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.Видно (не)ряху по грязной рубахе.Говорить (не)правду некрасиво.Говорит (не)правду, а ложь.Поверьте себя.Невезение преследовало меня.Не везение, а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.Невезение преследовало меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.Видно неряху по грязной рубахе.Говорить неправду некрасиво.Говорит не правду, а ложь.2, 6.


Исправьте ошибки в предложениях:Случившееся показалось мне настоящим не счастьем. 2. Не дуг его свалил. НесчастьемНедуг
Выберите слова, которые не употребляются без НЕ.(Не)годование;(Не)вежа;(Не)внимательность;(Не)забудка. Попробуем свои силы!(Не) вежливость(Не) вежливость, а грубость(Не) порядок(Не) порядок, а полная неразбериха(Не) нависть(Не) вежда(Не) серьезность(Не) серьезность, а легкомыслие(Не) годование(Не) приятель(Не) приятель, а просто знакомый






style.rotationstyle.rotationppt_yppt_yppt_y
style.rotation А теперь проверим!НевежливостьНе вежливость, а грубостьНепорядокНе порядок, а полная неразберихаНенавистьНевеждаНесерьезностьНе серьезность, а легкомыслиеНегодованиеНеприятельНе приятель, а просто знакомый






Словарная работаНевежа, невежда – -вед- «ведать», «знать». В современном русском языке «невежа» значит «грубиян», «невежда» – «несведущий», «необразованный человек». Выпишите из текста существительные, к которым нужно добавить приставку НЕОказался я как-то в стране,Где исчезла приставка НЕ.Посмотрел я вокруг с доуменьем:Что за лепое положенье!А кругом было тихо-тихо,И кругом была разбериха,И на взрачной клумбе у будкиГолубые цвели забудки.И погода стояла настная,И гуляла собака счастнаяИ, хвостом виляя уклюже,Пробегала пролазные лужи.Мне навстречу без всякого страхаШел умытый, причесанный ряха.А за ряхой по травке свежей Шли суразный дотепа и вежа.И навстречу всем утром раноУлыбалась царевна Смеяна.Очень жаль, что только во сне Есть страна без приставки НЕ.
style.rotationppt_wppt_y









Проверьте себя:С недоумениемНеразберихаНезабудкиНеряхаНедотёпаНевежаНесмеяна Итог урока: «Сегодня на уроке я узнал…»«Сегодня на уроке я научился…» «Сегодня на уроке мне было легко…»«Сегодня на уроке мне понравилось…» «Сегодня на уроке мне было сложно…» rr Домашнее задание:учебник, правило (стр.234-235)Уметь воспроизвести правило в виде схемы, таблицы (на выбор)Упр.№697 Спасибо за урок !Вы молодцы! С вами интересно работать!