Презентация на тему Рекомендации учителя-логопеда ДОУ родителям по выполнению домашних заданий по обучению грамоте


«Рекомендации учителя-логопеда ДОУ родителям по выполнению домашних заданий пообучению грамоте» «От того, как ребёнку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка». Д.Б.Эльконин Методические рекомендации: звук и буква изучаются параллельно; последовательность изучения звуков и букв проходит в соответствии с формированием звуков в онтогенезе; при знакомстве с буквой необходимо называть не ее алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте; при изучении новой буквы обязательно включаются упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников; для повышения эффективности формирования звукослогового и звукобуквенного анализа используются символы звуков (а также графические схемы слогов и слов). Домашние задания способствуют:- взаимодействию с семьёй по вопросам развития речи дошкольника;- предоставляют детям систему заданий и упражнений, направленных на развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза, в доступной и занимательной форме;- развитию познавательного интереса, повышающие мотивацию дошкольника;- формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;- развитию способности к саморегуляции поведения, приложению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Этапы выполнения домашнего задания: описание артикуляционного уклада изучаемого звука; артикуляционная и дыхательная гимнастика, направленная на выработку четких и точных движений органов артикуляции, а также отработке правильного речевого дыхания; характеристика звука, его обозначение символом; упражнения на развитие фонематического восприятия; упражнения на определение позиции звука в слове; подбор слов на заданный звук; упражнения, направленные на анализ и синтез, вначале звукосочетаний, затем слогов, слов; чтение звукосочетаний, затем слогов, слов с использованием символов звуков, графических схем; Практическая часть. «Звук У» Артикуляционный уклад."Цель: дать ребёнку представление о положении речевых органов при произнесении звука.Перед зеркалом вместе с ребёнком рассмотреть и «прочувствовать» положение языка, губ, зубов, работу голоса.Рот приоткрыт, губы округлой формы вытянуты вперёд «трубочкой», язычок внизу – «лежит на полу», включаем голосок – получается звук У 2.Упражнение «Звуковая волна».Цель: Отрабатывать правильное речевое дыхание.- Перед тобой нарисована звуковая волна. Поставь указательный палец на точку слева и проследи пальчиком волну до точки справа, при этом произноси звук У. 3. Артистическая разминка.Цель: научить ребёнка умению спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд. Научить выделять голосом звук У. Спросите ребёнка:Как мычит корова? (Му-у-у).Как кукует кукушка? (Ку-ку-ку).Как завывает ветер? (У-у-у).Как гудит паровоз? (Ту-у-у, ту-ту).Как поёт труба? (Ту-ду, ту-ту-у-у).4.Артикуляционная и дыхательная гимнастика.Цель: формирование правильного дыхания и тренировка речевого и дыхательного аппарата. Пропоём гласные звуки, причём сделаем это очень чётко, даже утрируя. Это даст хорошую нагрузку языку, щекам, нёбно-глоточному кольцу, гортани. Кроме того, когда ребёнок поёт, в работу включаются лёгкие и диафрагма, формируется речевое дыхание. А-а-а…! «У-у-у…! – сказала, Пошире рот открой, ёжась, Зина. - Не ленись и громче пой! Ну, зимой и холодина! А-а-а…! У-у-у…!» Поём и я, и ты, Вторят волки ей в лесу, Упражнения просты: А-а-а…! Они воют громко: «У-у-у…» 5.Игра «Ловишки».Цель: Развивать фонематический слух.Взрослый произносит чётко, внятно, в медленном темпе звуки, ребёнок хлопает в ладоши на заданный звук.- Сейчас мы будем играть. Если услышишь звук У, ты должен его поймать в ладошки.А У И У О У А У Ы У Э У И У6.Характеристика звука.Цель: обучать ребёнка навыкам звукового анализа.- Запомни, дружок! Звук У произносится свободно, воздушная струя не встречает преграды во рту, значит звук У – гласный.Запомни правило: «Гласный звук свободно льётся и как песенка поётся!»Звук У – гласный и обозначается красным кружком-фишкой. Закрась кружок красным цветом. 7.Игра «Ушки на макушке».Цель: развивать фонематическое восприятие.Взрослый произносит слоги в медленном темпе, а ребёнок закрашивает круги.- Закрашивай кружок красным цветом, если услышишь звук У.АМ УП ОТ ИН УМ АФ ТУ ДО МУ КУ ПА ВУ8.Подбор слов на заданный звук.Цель: расширение словарного запаса у ребёнка.- Вспомни 3-5 предметов, названия которых начинаются на звук У. Нарисуй или наклей картинки в альбоме.9.Упражнение «Измени голосок».Цель: Учить ребёнка произносить звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски.- Взрослый произносит звук по-разному, затем просит ребёнка воспроизвести образец.- Как воет волк? У-у-у. (Звук У долгий, жалостливый, с модуляцией).- Как гудит пароход? (Звук У долгий и громкий, басом).- Как звучит дудочка? (Звук У долгий, мелодичный и нежный). 10.Упражнение «Где спрятался звук?»Цель: учить ребёнка определять на слух позицию заданного звука в слове.- Послушай внимательно слова и скажи, где спрятался звук У, в начале слова или в конце. Соедини слово с нужной схемой.Утка ухо утренник умный какаду угол улица пойду соберу узкий кричу удочкаУпражнение «Читай-ка».Цель: анализ и синтез сочетаний из 2-3 гласных звуков. Это подготовительное упражнение к обучению ребёнка грамоте.У гласных звуков есть символы, которые напоминают форму рта во время произнесения звука. Звук А – большой красный круг, звук У – маленький красный круг. Попробуй прочитать эти символы.