Презентация для подготовки к ОГЭ по обществознанию на тему Познание


Обществознание ПОЗНАНИЕ Понятие «познание» Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.Субъект познания – человек, коллектив, общество.Объект познания – предмет, процесс, явление, состояние человека.Результат – знание. Виду и уровни познания Виды: - обыденное- социальное- научное- религиозное- мифологическое- художественное Уровни:- чувственное познание – осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом)- рациональное познание – присуще только человеку, осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания 1. Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственное воздействие на органы чувств.2. Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.3. Представление – чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания 1. Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления.2. Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении.3. Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Интуиция Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.Признаки интуиции:- внезапность- неполная осознанность- непосредственный характер возникновения знанийВиды интуиции:- интеллектуальная (связана с умственной деятельностью)- мистическая (связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека) Результаты познания 1. Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.2. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.3. Ложь – сознательное искажение образа объекта. Истина Истина – это:- соответствие знаний действительности;- то, что подтверждено опытом;- полезность полученного знания для практики.Виды истины:- объективная истина – такое содержания знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.- абсолютная истина – исчерпывающее, достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.- относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знаний; это знание, зависящее от условий, места, времени. Знание Знание – результат познания действительностиВиды знания:1. Житейское (обыденный, повседневный опыт, констатация фактов и их описание).2. Научное (достоверное обобщение фактов в форме понятий и категорий, принципов и законов и абстрактных форм в виде формул, графиков, схем).3. Практическое (овладение вещами, преобразование мира).4. Художественное (строится на образе, а не на понятии).5. Рациональное (логические категории и понятия, рациональное мышление).6. Иррациональное (противоречит рациональному мышлению, неподчинение законам логики и науки, через эмоции, страсти, интуицию, переживания, волю).7. Личностное (зависит от способностей субъекта, его интеллекта). Научное познание Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.Уровни :1. Эмпирический (опытный)2. ТеоретическийФормы:1. Научный факт (сделанное, совершившееся)2. Эмпирический закон (объективная связь между явлениями и процессами)3. Проблема (формулировка вопросов, возникающая в ходе беседы и требующих ответов)4. Гипотеза (научное предположение, нуждается в доказательстве)5. Теория (целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности). Научное познание Методы научного познания Эмпирический:эксперимент измерение систематизация сравнение описание классификация УниверсальныйАнализ синтез дедукция индукция моделирование абстрагирование Теоретический: единство исторического и логического от конкретногок абстрактному - формализация математизация