Организация работы с творческими заданиями по обществознанию при подготовке к ЕГЭ,10-11 класс


Организация работы с творческими заданиями по обществознанию при подготовке к ЕГЭ Опыт учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 20»Брыковой Елены Николаевны Обществознание Задания Часть 2 21-24 - задания с фрагментом текста (источником информации) Структура задания: фрагмент документа, четыре задания к нему.Проверяемые умения:- 28 воспроизведение информации, содержащейся в тексте в явном виде;29 пребразование и интерпретация текста без привлечения контекстных знаний;30 характеристика текста с опорой на полученные знания курса;31 использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументация,способность формулировать оценочное суждение, связанное с положениями текста. Методика работы Системная работа с источниками и документами по учебнику в индивидуальной и групповой формахИспользование банка заданий ЕГЭ при организации практической работы Использование тематических тестовых заданий на промежуточном контроле (целенаправленно) задание 25 –на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте Структура: теоретический вопрос и требование практического объясненияПроверяемые умения: сравнивать, определять понятия и оперировать ими в обществоведческом контекстеЗадание. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающееособенности демократического режима. 25 – ответ (содержание и структура) Смысл понятия, например: Политический режим - совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;1) Критерии типов политических режимов, с опорой на знание курса,пример: Критерием выделения демократических инедемократических режимов является уровень политическойсвободы общества;2) Особенности демократического режима, пример: Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. задание 26 – конкретизация теоретических положений с помощью примеров социальной жизни Структура задания: краткое теоретическое суждение и требование практического объясненияПроверяемые умение: раскрывать на примерах теоретические понятия Задание: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданскимкодексом РФ. 26 - методика работы Алгоритм работы над заданиями подобного типа:Выделить смысловые части:вспомнить понятия «собственность», «право собственности»;привести примеры приобретения права собственности,указанные в законодательстве РФ;Оформить ответ в соответствии с требованием задания 26 - ответ (содержание и структура) В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированыследующие основания приобретения права собственности:1) изготовление или создание новой вещи для себя (Анна сшила себе платье);2) купля-продажа (Владимир купил в магазине мебель для кухни);3) мена (Светлана обменяла свою однокомнатную квартиру наравноценную квартиру в другом городе);4) дарение (Сергей подарил любимой девушке кольцо).Могут быть приведены другие примеры, названы ипроиллюстрированы примерами другие основания приобретенияправа собственности 27 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической Структура задания: вопрос, требующий теоретического обоснованияПроверяемые умения: применять социальные знания для решения познавательных и практических задачЗадание. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следуетзнать, что людям нашего века известны три состояния. Первое – это знатное. Второе – состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью; третье – крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовыхустановлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества. Алгоритм работы Использование банка заданий по отраслям:Социология;Социальнальная стратификация Типы социальной стратификации.-Элементы социальной структуры обществаПроведение деловых игр и практикумов с использованием источников информации.В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:1) сфера общественной жизни – социальная;2) исторический тип стратификации – сословная;3) критерии стратификации современного общества:– объём власти;– уровень доходов;– уровень образования;– престиж профессии.Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслуформулировках 28 – задание, требующее составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса Проверяемые умения: актуализировать знания по предложенной теме, структурно и лаконично изложить материал.Задание. Составьте развёрнутый план по теме: «Право в системе социальных норм»Методика работы:- Алгоритм.Вспомните теоретический материал по данной темеСоставьте не менее трёх пунктов планаНе менее двух пунктов из них поясните более подробноСистема работы: в контексте любой изучаемой темы 28 – ответ (содержание и структура) 1) Социальные нормы – образцы поведения человека в обществе.2) Два основных вида социальных норм: А - право, Б – мораль.3) Особенности права как социального регулятора:А - Общеобязательность норм;Б - Обеспеченность санкций; Г - Чёткие границы действия.4) Право – социальный регулятор поведения человека в обществе. 29 альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний Структура. Афористическое высказывание с указанием отрасли знанийПроверяемое умение - формулировать оценочное суждение с использованием обществоведческих понятийЗадание. «Мораль без Политики бесполезна. Политика без Морали бесславна». А.П. Сумароков 29 - методика работы Применение алгоритма «Как писать эссе» Систематизация тем по отраслям знанийСпецифика работы над эссе в 10 и 11 классахПроблематика эссе (для пользования учителем)Формы работы: коллоквиумы,презентации, семинары, практикумы 29. Дополнительный материал. Алгоритм «Как писать эссе»(фрагмент) Внимательно прочти тему эссе.Определи свою позицию (согласен(а) или нет)Чётко сформулируй проблему высказывания.Подумай над теорией вопроса. Теория должна отражать не только смысл высказывания, но и соответствовать отрасли знанийПриведи конкретный аргумент (пример должен быть в контексте теории)Сделай умозаключение.Прочти, что получилось (запись должна быть чёткой) Перепиши на чистовик, соблюдая структуру эссе:А) вступление – твоя позиция, проблема;Б) основная часть – теория вопроса и аргумент;В) заключительная часть – умозаключение 29. Дополнительный материал «Темы по отраслям знаний» (фрагмент). «Маргинальность– это результат конфликта с общественными нормами». А. Фаржд «Чем поддержал ты родителей своих, такой поддержки жди и от детей». Фалес«Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения». В.Г.Белинский «Всё познание возникает из ощущений, отчасти непосредственно, отчасти из воспоминаний о них». «Заблуждения, включающие в себя некоторую долю правды, самые опасные». А. Смит «Коллектив всегда прав».«Человек – это данность, формируемая историей». «Мораль без политики бесполезна. Политика без Морали бесславна» А.П.Сумароков 29. Проблематика эссе.«Мораль без политики бесполезна. Политика без Морали бесславна» А.П. Сумароков. Доп.материал. Автор поднимает проблему взаимодействия морали и политики. Мораль – система общечеловеческих ценностей, регулятор общественных отношений. Политика – искусство управления, власть. Мораль – разновидность социальных норм. Цель моральной регуляции человеческих отношений – создание гармонии между общественными и личными интересами отдельного человека. Она в некоторой степени отражена в правовых нормах, которые поддерживаются силой закона. Политика без морали ведёт к нарушению прав человека, осуждению обществом. Политика несёт в себе нравственное начало, ибо её главная цель – всеобщее благо. При выборе средств, в политике предполагается нравственный выбор. Иначе – имморализм (высшие ценности морали не являются таковыми сами по себе. Их рассматривают как средство для достижения целей.), политическое ханжество и лицемерие.