ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО МАТЕМАТИКЕ И.А. Просандеева, учитель математики высшей категории МОУ Лицей г.Черемхово Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей,то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь другой путь.(А.Эйнштейн) В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859-1952), американский философ прагматик, психолог и педагог. Идея Дж. Дьюи заключалась в том, чтобы вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс. Классификация учебных проектов профессора Коллингса «Проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, драматизации, разного рода развлечения и т.д.);«Экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей средой и общественной жизнью;«Повествовательные проекты» - разрабатывая их, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, художественной и т.д.;«Конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта. Метод проектов как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приёмов и способов овладения определёнными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Требования к учебному проекту:Необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно , как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Проект – это «шесть П»:ПроблемаПроектирование(планированиеПоиск информацииПродуктПрезентацияПортфолио Классификация проектов по деятельности учащихсяПрактико-ориентированный проект;Исследовательский проект;Информационный проект;Творческий проект;Ролевой проект. Классификация проектов по комплексности и характеру контактовМонопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Проводятся в рамках классно-урочной деятельности, где руководителем может быть учитель-предметник.Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Типы проектов по характеру контактов между участниками: внуриклассные;внутришкольные;региональные;межрегиональные;международные. Классификация проектов по продолжительности:Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.Недельные проекты.Годичные проекты. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения; развитие критического мышления, умение исследовательской, творческой деятельности. Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником на доступном уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе все учащиеся могут принимать активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и поиску новой информации. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема – то она реализуется в конкретном ее решении с сознанием практической значимости, если практическая – представляется конкретный результат, готовый к внедрению. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, презентация, компьютерная газета и т.п.). Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении математики; работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках. Роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. Обучение математики в школе (и особенно в лицее) должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагогические исследования, тактично и незаметно для учащихся организующие и реализующие процесс познания и воспитания. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших проблемных задач, и тогда можно организовать мини-проекты достаточно часто, приучая учащихся к творческому применению полученные знаний самостоятельно. Организация и проведение макро-проектов требует обоснованного и разумного подхода. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться слишком часто, превращаясь в нечто повседневное, - они должны являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.