Презентация к уроку МХК в 9-ом классе на тему Русская живопись XIX века


Культура России XIX векаII. Живопись .1.Живопись первой половины 19 века Художественный стиль русской живописи первой половины 19 века - романтизм Победа в Отечественной войне 1812 г. послужила одной из причин появления нового идеала, в основе которого лежало представление о независимой, гордой личности, обуреваемой сильными страстями. В живописи утверждается новый стиль – романтизм, постепенно вытеснивший считавшийся официальным стилем классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Романтизм – это художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII-начала XIX вв. Романтизм возник как противопоставление бездуховности общества.
В основе романтизма лежат принципы: исключительность романтического героя - идеал свободной творческой личности, личности сильных страстей;природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы; интерес к национальному искусству и народным традициям. РомантизмВ литературеВ музыкеВ живописиВ театреВ балете





Романтизм в литературе

Романтизм в живописиЭ. Делакруа «Свобода на баррикадах»Ф. Гойя «Семья короля Карла IV» Основные представители – Ф. Гойя, Т. Жерико, Э. Делакруа, К.П. Брюллов.К.П. Брюллов «Последний день Помпеи»



Чувства и мысли, волнения и страсти – излюбленная (главная) тема в романе и в портрете стиля романтизма. Художники и писатели стремились представить человека в исключительные, «избранные» минуты, когда в нем раскрывается наиболее полно лучшие стороны его духовного облика. ЖанрыпортретпейзажИсторический жанр 1. Художник со странной фамилией – Орест Адамович Кипренский (1782-1836 гг.)Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года в д. Нежново (на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе. О. Кипренский «Портрет А. К. Швальбе». О.А.Кипренский. «Бедная Лиза» (1827 г.)Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок — символ любви. Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не унижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. А.С.ПушкинВ 1827 году О. А. Кипренским по заказу А.А. Дельвига был выполнен портрет А. С. Пушкина 2. Крепостной художник - Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857 гг.)В 1823 в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. Граф дал А. И. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными Кружевница .1823.Портрет сына художника. 1818 г. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г. Близкий друг поэта С.А.Соболевский заказал портрет Пушкина «домашнего, обыкновенного, каким он был всегда, непричесанного и неприглаженного».Писатель Н.А.Полевой писал: «Сходство портрета с подлинником поразительное…»«Домашний Пушкин» «Великий Карл»Карл Иванович Брюллов (1799-1852 гг.)Карл Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге, в семье академика, резчика по дереву и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760—1833) и его супруги Марии Ивановны Шредер (Schroeder), имевшей немецкие корни. Первая работа - «Нарцисс»(1820г.) Академия художеств, Петербург


style.rotation «Итальянское утро» (1823 г)«Итальянский полдень» (1827 г.)

Рафаэль «Афинская школа»Брюллов, копия «Афинская школа»

«Последний день Помпеи» (1827-1833 гг)
Лютеранская церковь, Невский пр-ткупол Исаакиевского собора«осада Пскова»


«портрет А.С.Пушкина»«портрет И.А.Крылова»«портрет скульптора И.Витали»


Похоронен близ местечка Манциана Рим

Алексей Гаврилович ВенециановАлексе́й Гаври́лович Венециа́нов (1780—1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.Род Венециановых происходил из ГрецииАлексей учился живописи сначала самостоятельно, затем у В. Л. Боровиковского. «На пашне. Весна» Гумно (1821-1823 гг.) На жатве. Лето. (1820-е гг.) ЗаключениеВ первой половине 19 столетия О.А.Кипренский, В.А. Тропинин продолжили лучшие традиции русской портретной живописиК.П. Брюллов сделал большой вклад в развитие исторического жанраА.Г. Венецианов открыл новую тему в отечественном искусстве – крестьянскую.