Презентация на тему Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР


Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области 2Дисциплина:Специальная подготовка
Презентацию выполнил преподаватель УП ПС УМЦ ГОЧС Ульяновской областиМулюкин Александр Владимирович

4Тема № 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР
51. Схемы дополнительных трансмиссий. Коробка отбора мощности: назначение, устройство, принцип действия, виды. Учебные вопросы:3. Дополнительный привод управления сцеплением. Техническое обслуживание трансмиссий.

6Первый учебный вопросСхемы дополнительных трансмиссий.
7Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляСхемы компоновки дополнительных трансмиссий: На основных пожарных автомобилях, имеющих специальные агрегаты (пожарный насос), кроме основной трансмиссии для привода ведущих колес устанавливают дополнительную трансмиссию. Как правило, на пожарных автомобилях для привода специальных агрегатов применяются двигатели базового шасси. Только на передвижных насосных станциях, пожарных автомобилях аэродромной службы (тяжелого типа) и некоторых ПА с ЭСУ имеется отдельный двигатель для привода насоса. На пожарных автомобилях устанавливают следующие виды дополнительных трансмиссий:- Механические; - гидравлические; - электрические;- комбинированные. Для привода пожарного насоса наибольшее распространение имеет дополнительная механическая трансмиссия, которая состоит из коробки отбора мощности (КОМ), карданных валов, промежуточных опор и системы управления трансмиссией.
ppt_yppt_yppt_y



8Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляСхемы компоновки насосов:Вариант I (а) применяют на:АЦ-40(131)137; автоцистернах на шасси Урал АЦ-8-40(55571);шасси ЗИЛ АЦ-2-40(5301) и др. - (б) разновидностью первого варианта является схема со средним расположением насоса например на АЦ-40(43202) на шасси «Урал» и др.Вариант II (в) осуществляют на автоцистернах:АЦ-30(53А0106Б); АЦ-2,5-40(33092), монтируемых на шасси ГАЗ с колесной формулой 4х2. Вариант III представлен на рис. г. Такую схему применяют, как правило, на всех пожарных автомобилях, монтируемых на шасси повышенной проходимости с колесной формулой 4х4. Например, на АЦ-30(66)-146.
ppt_yppt_yppt_y





11112222355575466663337774444449АБВГ88Схемы дополнительных трансмиссий пожарных автомобилей"А", "Б" – 1-й вариант; "В" – 2-й вариант; "Г" – 3-й вариант1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 - пожарный насос; 7 – коробка перемены передач; 8 – раздаточная коробка; 9 – промежуточный вал.Схемы компоновки дополнительных трансмиссий:
ppt_yppt_yppt_y 10Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляСхемы компоновки дополнительных трансмиссий: Рассмотренные варианты схем компоновки дополнительных трансмиссий показывают, что наиболее рациональной схемой является вариант среднего размещения пожарного насоса, ввиду существенных преимуществ по сравнению с задним расположением. К числу таких преимуществ относятся: более короткие элементы водопенных коммуникаций; отсутствие дополнительной системы управления сцеплением; укороченная длина карданных валов, позволяющая осуществлять более низкое размещение емкости цистерны и, следовательно, снизить центр массы пожарного автомобиля. Недостатком среднего размещения пожарного насоса является неудобный доступ к нему при техническом обслуживании и устранении возможных неисправностей.
ppt_yppt_yppt_y

11Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляПривод пожарного насоса Передача крутящего момента от фланцевой муфты ведомого вала коробки отбора мощности к валу пожарного насоса осуществляется карданной передачей, которая состоит из карданных валов и промежуточных опор. Карданная передача позволяет соединять валы , геометрические оси которых не находятся на одной прямой линии. При деформации в допустимых пределах рамы автомобиля угол и расстояния между осями соединения валов могут изменяться , поэтому конструкция карданной передачи должна обеспечивать компенсацию указанных изменений без нарушения работы КОМ, КПП и без дополнительных напряжений в соединительных агрегатах. Привод пожарного насоса осуществляется от двигателя базового автомобиля с помощью механической трансмиссии.  
ppt_yppt_yppt_y



12Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляПривод пожарного насоса Трансмиссией называется совокупность кинематически связанных между собой механизмов и агрегатов, предназначенных для передачи крутящегося момента от двигателя к потребителям: к ведущим колесам , спец. агрегатам и т.д. В зависимости от размещения пожарного насоса относительно двигателя базового шасси, дополнительная трансмиссия может обеспечивать отбор мощности как от переднего конца коленчатого вала , так и со стороны сцепления.  Дополнительная трансмиссия всех выпускаемых пожарных автоцистерн и насосных рукавных автомобилей одинаковы по устройству и принципу действия. Как правило , трансмиссию составляют :Коробка отбора мощности;карданные валы;промежуточные опоры;Механизмы включения.
ppt_yppt_yppt_y




13Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляПривод пожарного насоса В подобной трансмиссии включение и выключение насоса осуществляется с помощью передвижной шестерни каретки, которая, перемещаясь по шлицам ведомого вала , входит в зацепление с наружными зубьями венчика вала. Вращение вала обеспечивается от шестерни первичного вала коробки передач через промежуточную шестерню. Перемещение шестерни каретки по шлицам ведомого вала осуществляется рычагом ручки включения.  Шестерни ,подшипники КОМ смазываются разбрызгиваем масла, заливаемого в КПП. Режим обкатки КОМ-68Б составляет 20 часов. При этом половину времени обкатки частота вращения вала пожарного насоса не должна превышать 2000 об. В мин. с подачей воды из открытого водоема на два ствола с диаметром 19 мм. 
ppt_yppt_yppt_y


14Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляСхемы компоновки дополнительных трансмиссий:Схема трёхвальной дополнительной трансмиссии автоцистерн АЦ-2,5-40(433362ПМ-540
ppt_yppt_yppt_y
Дополнительная трансмиссия автоцистерны АЦ-40(431410)63Б1 – коробка отбора мощности; 2 – кожух; 3 – вал карданный; 4 – вал промежуточный; 5 – втулка; 6 – подушка; 7 – пожарный насос; 8 – уплотнение. Второй учебный вопросКоробка отбора мощности: назначение, устройство, принцип действия, виды.
17Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляСхемы компоновки КОМ: Для привода по­жарного насоса устраивается дополнительная трансмис­сия. Схемы дополнительных трансмиссий определяются особенностями базового шасси и размещением насоса на пожарном автомобиле. Наибольшее распространение имеют три варианта схем трансмиссий. Первый вариант используется на по­жарных автомобилях АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131) 137 и АН-40 (130) 64А. Пожарный насос в этих АЦ размещается в заднем отсеке.Коробки отбора мощности Коробки отбора мощности (КОМ) предназначены для отбора части мощности на привод пожарного насоса. С ее помощью производится включение и выключение насоса. КОМ по схеме первого варианта устанавливают вместо крышек на коробки передач. К ним относятся КОМ 68Б для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ и КОМ-ПМ-102.4 для ПА на шасси «Урал». КОМ 107 по схеме 2-го варианта выполняют в виде отдельного редуктора. КОМ 146 устанавливают в трансмиссиях по схеме третьего варианта варианта вместо крышки на раздаточной коробке.
ppt_yppt_yppt_y
11112222355575466663337774444449АБВГ88Схемы дополнительных трансмиссий пожарных автомобилей"А", "Б" – 1-й вариант; "В" – 2-й вариант; "Г" – 3-й вариант1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 - пожарный насос; 7 – коробка перемены передач; 8 – раздаточная коробка; 9 – промежуточный вал.Схемы компоновки дополнительных трансмиссий:
ppt_yppt_yppt_y 19Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляКОМ в разрезеКоробка отбора мощности1 – крышка люка; 2 – корпус коробки; 3 – шток; 4 – шариковые подшипники; 5 – вал; 6 – ведомые шестерни; 7 – крышка подшипника; 8 – шестерня промежуточная;9 – пластина стопорная; 10 – ось; 11 – подшипник; 12 – манжета; 13 – фланец
ppt_yppt_yppt_y
20Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляКонструкция КОМ на шасси ГАЗ:КОМ автомобиля на шасси ГАЗ1 – ведущий вал с муфтой; 2 – зубчатое колесо; 3 – ось; 4 – промежуточное зубчатое колесо; 5 – ведомые шестерни к потребителю энергии; 6 – ведомый вал с муфтой;7 – зубчатая муфта; 8 – зубчатое колесо; 9 – ведомый вал с муфтой к трансмиссииавтомобиля; 10 – шестерня; 11 – шток; 12 – теплообменник
ppt_yppt_yppt_y

21Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляКонструкция КОМ на шасси ЗИЛ:КОМ-68Б автоцистерны на шасси ЗИЛ:1 – шток переключения передач; 2 – корпус; 3 – рычаг переключения передач; 4 – вилка включения; 5 – шестерня, Z =17; 6 – подшипники; 7 – зубчатая муфта; 8 – вторичный вал; 9 – крышка; 10 – сальник; 11 – фланцевая муфта; 12 – рукоятка;13 – вилка переключения передач; 14 – шестерня, Z = 41(40); 15 – коническийроликоподшипник; 16 – стержень включения насоса; 17 – ось шестерни; 18 – первичный вал
ppt_yppt_yppt_y
22Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляПорядок включения КОМ Обкатку КОМ производят в течение 10 ч при частоте вращения вала насоса 2000 мин-1. Воду подают насосом из открытого водоема двумя стволами с насадкой 19 мм. Затем еще в течение 10 ч работают при частоте вращения вала насоса 2400 мин-1. Порядок включения КОМ при установке пожарного автомобиля на водоисточник следующий: выжать педаль сцепления; рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение; рычаг КОМ перевести «на себя»; отпустить педаль сцепления. При движении пожарного автомобиля необходимо выжать педаль сцепления, перевести рычаг КОМ «на себя». Коробка отбора мощности КОМ-ПМ принципиально не отличается от КОМ-68. Она устанавливается на пожарных автомобилях АЦ-40(43202). Конструктивные особенности заключаются в следующем. Корпус КОМ состоит из двух частей. В нижней части размещен механизм переключения передач, а также ось, на которой установлена промежуточная шестерня.
ppt_yppt_yppt_y
23Дополнительная трансмиссия спец. агрегатов пожарного автомобиляОсновные неисправности:Пробуксовка, неполное включение сцепления при нажатии на педаль или поворота рычага сцепления.Шумы и стуки в коробках передач, КОМ, ведущих мостах.Вибрация карданной передачи.Затруднение включения и самопроизвольное выключение передач.Подтекания масла через сальники и прокладки.
ppt_yppt_yppt_y


24Третий учебный вопросДополнительный привод управления сцеплением. Техническое обслуживание трансмиссий.
25Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарного автомобиляДополнительная трансмиссия Схемы дополнительных трансмиссий определяются особенностями базового шасси и размещением насоса на пожарном автомобиле. На основных пожарных автомобилях для привода пожарного насоса применяется, как правило, двигатель базового шасси. Для управления мотор-насосным агрегатом данных автомобилей, имеющих заднее расположение насоса, монтируются дополнительные системы управления двигателем, сцеплением, газоструйным вакуумным аппаратом и коробкой отбора мощности.
ppt_yppt_yppt_y
26Дополнительные системы управления двигателем, сцеплением и ГВА пожарной автоцистерны АЦ-40(130)63Бдополнительные системы управления 1 – пневмоцилиндр выключения сцепления ; 2, 4, 9 – рукава воздушных магистралей; 3, 5, 10, 12, 13 - тяги; 4 – труба; 6 – рычаг управления двигателем; 7 – кран управления сцеплением; 8 – рычаг управления газоструйным вакуумным насосом; 11 – качалка; 15 – клапан-ограничитель; 16 – рычаг; 17 – педаль дроссельной заслонки карбюратора.
ppt_yppt_yppt_y
27Принципиальная схема дополнительной механической системы управления механизмом сцепления на автоцистернеДополнительная система управления механизмом сцепления 1 – выжимной подшипник; 2 – вилка; 3 – педаль; 4 – муфта; 5 – контргайка; 6 - малая тяга; 7 – стержень; 8 – кнопка; 9, 12, 18 – рычаги; 10 –защёлка; 11 – зубчатый сектор; 13 – промежуточная опора; 14 – большая тяга; 15 – ось; 16 - промежуточная тяга; 17 – пружина; 19 – валик.
ppt_yppt_yppt_y
28Принципиальная схема дополнительной механической системы управления механизмом сцепления на автоцистернеДополнительная система управления механизмом сцепления Дополнительная система управления механизмом сцепления предназначена для отключения (включения) пожарного насоса от двигателя шасси. На рисунке показана принципиальная схема механической дополнительной системы управления сцеплением 146 пожарной автоцистерны (применялась на АЦ моделей 63Б и 137А ранних выпусков, ПМ-548 и ряде других). На большинстве пожарных автомобилях дополнительная система управления механизмом сцепления производится пневмоцилиндром , шток которого выключает сцепление, воздействуя (в зависимости от конкретной конструкции пожарного автомобиля) либо на рычаг вилки выключения сцепления, либо на педаль сцепления в кабине водителя. Для работы пневмоцилиндра используется сжатый воздух из воздушного баллона (ресивера) тормозной системы шасси пожарного автомобиля. Поэтому для поддержания необходимого давления в тормозной системе установлен клапан-ограничитель .
ppt_yppt_yppt_y
29Принципиальная схема дополнительной механической системы управления механизмом сцепления на автоцистерне 1 – вилка; 2 – ролик; 3 – ось; 4 – регулировочный болт; 5, 13 – крышки; 6 – корпус; 7,8 – кольца; 9 – поршень; 10 – прокладка; 11 – болт; 12 – штуцер. Пневмоцилиндр включения сцепления
ppt_yppt_yppt_y 30Принципиальная схема механо – пневматической дополнительной системы управления механизмом сцепления 1 – пневмоцилиндр привода сцепления; 2 – пневмораспределитель; 3 – ресивер; 4 – клапан ограничения давления; 5 – подача воздуха в цилиндр; 6 – вытеснение воздуха из цилиндра; 7 – атмосферный выход. система управления механизмом сцепления
ppt_yppt_yppt_y 31Техническое обслуживание трансмиссийТО Наиболее ответственным этапом эксплуатации дополнительной трансмиссии является обкатка КОМ при поступлении пожарного автомобиля из завода или после капитального ремонта. Для уменьшения интенсивности изнашивания в этот период ограничивают нагрузки и строго соблюдают режим работы. Наблюдение за частотой вращения вала ведут по тахометру пожарного насоса. После окончания обкатки масло из картера необходимо слить и сменить. Работа КОМ считается удовлетворительной, если в процессе ее обкатки и дальнейшей работы не прослушиваются повышенный шум, а температура масла в картере не превышает 110° С.
ppt_yppt_yppt_y
32Техническое обслуживание трансмиссийТО ЕТО. При смене караула внешним осмотром определяется отсутствие подтекания масла, наличие наружных повреждений. При работающем двигателе, без троганья автомобиля с места, при выжатой педали сцепления передачи и КОМ должны включаться легко и безшумно. Рычаг сцепления в насосном отделении легко должен перемещаться в обоих направлениях. При работе на пожаре следить за отсутствием подтекания масла в КПП, КОМ, Раздаточной коробке, периодически проверять на ощупь нагрев этих агрегатов. ТО-1. Выполняется полностью объем работ при ЕТО. Кроме того необходимо проверить затяжку всех соединений деталей. Проверить и при необходимости долить масло в картере КПП. Прошприцевать все пресс- масленки до появления смазки наружу. ТО-2. Выполняются все работы при ТО-1. Кроме того необходимо проверить герметичность соединения картера коробки. Наличие зазоров в зацеплении шестерен шлицов и в подшипниках. Наличие смазки в шлицевых соединениях карданных валов.
ppt_yppt_yppt_y
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!