Презентация по русскому языку Анализ текста при подготовке к сочинению- рассуждению


Анализ текста при подготовке к сочинению- рассуждению.Урок русского языка в 7 классе


Охранять природу – значит охранять Родину. М. Пришвин
1)Выросла рябинка при дороге. 2)Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине , у высокого забора. 3)Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.4)Наступил август. 5)Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. 6) Деревце запылало, как костер. 7)Хороша была рябинка и в погожий день , когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья. 8)Шла мимо девочка. 9)Увидела рябинку, поохала. 10)- Возьму - ка я одну веточку. 11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится. 12)И она была по – своему права. 13)Ехал на машине усатый дядька. 14)- Ух ты… Прямо картинка… Шикарно! 15)Он остановил машину. 16)Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой. 17)- Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жены две – три ветки. 18)Что ж, он был тоже по – своему прав. 19)Под вечер шли туристы. 20)-Хорошая рябинка, правда, ломаная. 21)Чур ,всем по одной ветке! 22)Зря не брать! 23)Мы народ организованный, должны подавать пример…24)Шел в сумерках влюбленный.25)- Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно.26) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!27)На рябинке горела одна – единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать.28) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел – таки дотянуться.29)- Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет…30) А Люсенька обрадуется.31)На другой день приехал хозяйственник.32)- Что это еще за уродец?- строго спросил он, наткнувшись на рябинку.33)- Убрать. 34)Срубить. 35)А то весь вид портит. 36)И он был по – своему прав.37) В этой истории все правы. 38)Виноватых нет. 39)Но и рябинки тоже нет.
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Анализ текстаОпределите стиль текста.ХудожественныйНаучныйПублицистическийРазговорныйОфициально-деловой Определите тип речи-описание-повествование-рассуждение


Определите-тему текста (о чём рассказывается в тексте?)-идею текста (основную мысль автора)-проблему текста (предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор)-авторскую позицию (отношение автора к проблеме текста)


Социальные, религиозные, моральные,этические, нравственные, философские,экологические, национальные, психологические.Типы проблем:

fillcolorfill.typefill.on Комментирование проблемы Задания по группам:Озаглавьте текст, разделите его на смысловые части, составьте план. Определите средства связи предложений в тексте.Найдите незнакомые слова, установите их значения по словарю. Выпишите слова с изученными орфограммами, объясните их правописание. Найдите средства выразительности в тексте ( эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.), объясните, для чего они используются.
План сочинения-рассужденияВступление.Основная часть:-комментирование проблемы-авторская позиция (тезис)-аргументация3) Заключение.
Словарная работаАргумент- логический довод, служащий основанием доказательства.Актуальный – очень важный для настоящего момента.Комментировать – пояснять, толковать.Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений с окружающей средой. Тезис- утверждение, которое нужно доказать. Основные варианты вступленияОбщие сведения об обсуждаемой проблемеЦитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой. Создание определённого эмоционального настроя; Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y Речевые клише( речевые обороты, шаблоны) выражение эмоциональной оценки: к своему удивлению, к сожалению, радует то, что…; нельзя остаться равнодушным, интересно то, что…выражение согласия (несогласия) с мнением автора: разделяю точку зрения автора, не могу не согласиться с автором, к сожалению, вынужден буду возразить; по моему, автор упустил из виду то, что…; на мой взгляд, проблема заключается в другом… выражение уверенности или предположения: по моему убеждению, на мой взгляд, автор убедительно доказывает, что…; нет сомнений, что; я считаю, что…
Средства связи  В качестве средств связи в тексте-рассуждении часто используются вводные слова, выражающие порядок в развитии мысли и степень важности каждого из его этапов: итак, следовательно, значит, во-первых, во-вторых, далее, наконец, прежде всего, наоборот, напротив, впрочем, между прочим, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, стало быть, кроме того, с одной стороны, с другой стороны, главное, например, таким образом и др.   АргументацияАвторская позиция в тексте – это тезис в сочинении – рассуждении.Тезис →( ПОЧЕМУ?) .Аргументы→ (потому что…)доказательства читательской позиции.1 аргумент: на протяжении долгого времени человек воспринимал природу как кладовую, из которой можно черпать до бесконечности. Это потребительское отношение к природе привело сегодня к угрозе экологической катастрофы( привести примеры из своего жизненного опыта). Необходимо беречь мир, в котором мы живём. Работа над заключениемподвести итоги размышления;дать оценку сказанному;дать ответ на вопрос, если он поставлен во вступлении;вновь привлечь внимание к проблеме, подчеркнув ее актуальность;призвать читателя к выполнению тех или иных задач.


ВыводСтань другом и защитником природы! Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда планета будет жить!Береги и охраняй природу!Именно от нас зависит, какой будет природа завтра… и т.д. До…После… Сочинение-рассуждениеУслышала рассказ о рябинке.Какая знакомая картина...Кажется это о нас, не научившихся восхищаться красотой, не научившихся ценить и беречь её, а поступать по законам своей правды.Посмотрите! Перед нами живое существо: «гроздья смеялись навстречу солнцу», «ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья». Мастерски с помощью олицетворения и эпитетов, сравнения и метафор создан образ рябинки: она «угловатая и милая, долговязая, как подросток» .А нам надо сорвать веточку. Для чего? Для сиюминутной радости?Ведь казалось, что начинается чудесная сказка: «Выросла рябинка при дороге…». Но недолго та сказка длилась.К сожалению, проходившие люди были равнодушны к сотворенному природой чуду: «Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится».Обидно за рябинку, обидно за вырубленную рощу, за уничтоженный пожаром от сигареты лес.К чему придёт человечество, если мы не научимся беречь природу? РефлексияПродолжите предложения:Сегодня на уроке я научился…Мне понравилась эта работа, потому что…Для меня было сложно… Домашнее заданиеЗакончить сочинение-рассуждение
Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая « как подросток, угловатая и милая, тянулась к свету, мотая на ветру кудрявой головой». Деревце радовало всех , «протягивая свои добрые длинные листья».Такой красотой нельзя не восхищаться! Но произошло то , что в нашей жизни происходит довольно часто: ветки деревца сломали проходившие мимо люди. Зачем? Чтобы порадовать себя на какое- то короткое время. А рябинка – картинка превратилась в уродца, а потом ее просто не стало. Больно и обидно за погубленную красоту и очень стыдно за людей, не считающих себя виноватыми!Проблема взаимоотношений человека и природы, где человек «бездушное существо , не умеющее беречь красоту» актуальна в наше время. Можно просто посмотреть вокруг и увидеть горы мусора, грязные пруды, спиленные деревья.Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая « как подросток, угловатая и милая, тянулась к свету, мотая на ветру кудрявой головой». Деревце радовало всех , «протягивая свои добрые длинные листья».Такой красотой нельзя не восхищаться! Но произошло то , что в довольно часто: ветки деревца сломали проходившие мимо люди. Зачем? Чтобы порадовать себя на какое- то короткое время. А рябинка – картинка превратилась в уродца, а потом ее просто не стало. Больно и обидно за погубленную красоту и очень стыдно за людей, не считающих себя виноватыми!Проблема взаимоотношений человека и природы, где человек «бездушное существо , не умеющее беречь красоту» актуальна в наше время. Можно просто посмотреть вокруг и увидеть горы мусора, грязные пруды, спиленные деревья.Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая « как подросток, угловатая и милая, тянулась к свету, мотая на ветру кудрявой головой». Деревце радовало всех , «протягивая свои убленную вья.Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая « как подросток, угловатая и милая, тянулась к свету, мотая на ветру кудрявой головой». Деревце радовало всех , «протягивая свои добрые длинные листья».мимо люди. Зачем? Чтобы порадовать себя на какое- то короткое время. А рябинка – картинка превратилась в уродца, а потом ее просто не стало. Больно и обидно за погубленную красоту и очень стыдно за людей, не считающих себя виноватыми!в наше время. Можно просто посмотреть вокруг и увидеть горы мусора, грязные пруды, спиленные деревья..Автор текста Н.Соколова нам рассказывает печальную историю рябинки, которая « как подросток, угловатая и милая, тянулась к свету, мотая на ветру кудрявой головой». Деревце радовало всех , «протягивая свои добрые длинные листья».Такой красотой нельзя не восхищаться! Но произошло то , что в нашей жизни происходит довольно часто: ветки деревца сломали проходившие мимо люди. Зачем? Чтобы порадовать себя на какое- то короткое время. А рябинка – картинка превратилась в уродца, а потом ее просто не стало. Больно и обидно за погубленную красоту и очень стыдно за людей, не считающих себя виноватыми!Проблема взаимоотношений человека и природы, где человек «бездушное существо , не умеющее беречь красоту» актуальна в наше время. Можно просто посмотреть вокруг и увидеть горы мусора, грязные пруды, спиленные деревья.М.М.Пришвин говорил : «Охранять природу – значит охранять Родину». Давайте все вместе любить и беречь родную природу!