Творческий отчёт Комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы


Тайна текста… Андреяускене Анна Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ Карасульская СОШ Ишимского района Авторская концепция: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство воспитания творческой личности». Научная основа педагогической концепции: Выготский Л.С. «Мышление и речь»Степанова Л.С. «Система работы с текстом»Новиков Л.А. «Художественный текст и его анализ»Сорокин Ю.А. «Психолингвистический аспект изучения текста»Бабайцева В.В. «Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка» Технологии, используемые в повседневной профессиональной деятельности: Педагогика сотрудничестваТехнология проблемного обученияТехнология развивающего обучения Эльконина - Давыдова Исследовательская работа Тема исследования: «Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство воспитания творческой личности».Объект исследования: процесс становления творческой личностиПредмет исследования: динамика развития речевых и художественных особенностей учащихся. Актуальность:в принятых образовательных стандартах выдвигается требование формирования коммуникативной компетенции учащихся. В современной жизни не менее грамматической важна и речевая грамотность. Задачи: 1. Выработать у учащихся умение организовывать работу по анализу текста; 2. Умения создавать тексты, писать сочинения в любом жанре, любого стиля и типа речи. Общий план анализа текста. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчёркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному / научно-популярному.)Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение).К какому жанру относится текст? (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т.д.)Какое настроение преобладает в тексте?Определите тему текста.Если текст не имеет заглавия, озаглавь его. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические, синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях.)Как соотносятся начало и конец теста?На каких приёмах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и т.д.)Отметьте основные образы текста.Пронаблюдайте над лексикой текста:Найдите незнакомые и непонятные слова, определите их значение, обратите на правописание этих слов.Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чем обусловлен их выбор?Пронаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами. Лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы или антонимы.Найдите перифразы. С какими целями они использованы?Найдите многозначные слова и слова, употребляемые в переносном значении.Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов, терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором?Выделите фразеологизмы. С какой целью их использовал автор?Обратите внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи.Пронаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (аллитерация, ассонанс).Какими морфологическими средствами пользуется автор (обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие существительных и прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц)?Пронаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста (употребление предложений определённой структуры – коротких, лаконичных, пространных, простых или сложных, назывных, безличных, обобщенно-личных, - употребление инверсий, восклицательных, вопросительных предложений, многоточий, перечислений, прямой речи, диалога и т. д.).Сформулируйте идею текста.Каково ваше впечатление от текста?Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другими. Данными учителем для сравнения. План КАТ Лингви-стический Лингво-стилистический Литературоведческий О духовно-нравственном развитии личности О проблемах экологии О культуре памяти О слове О языке Текст КАТ на уроках Сообщения и закрепления новых знаний Повторения и обобщения Текущего и итогового контроля Подготовка к написанию сочинения и изложения Редактирование собственного текста Формы Работы: групповая парная коллективная индивидуальная дифференцированного обучения Проблемное обучение Личностно-Ориентированное обучение КоллективнойМыслительнойдеятельности Развивающего обучения технологии Знакомит с особенностями стилей речи Готовит к ЕГЭ Учит писать сочинения и изложения Учит строить высказывания Устраняет грамматические, стилевые, речевые ошибки КАТ Предполагаемый результат работы: Учащиеся должны свободно анализировать текст прозаический и стихотворный.Создавать тексты в любом жанре, любого стиля и типа речи.Уметь формулировать проблему, поставленную автором текста, писать аннотацию.Уметь в свободной форме излагать свои мысли, выступать перед аудиторией.Увеличение роста учащихся в исследовательской работе.Повышения качества знаний учащихся по предмету.Увеличение количества и повышение качества участников школьных и районных олимпиад по предмету, конкурсных мероприятий.Успешная сдача ЕГЭ.