Комплексный анализ текста. Русский язык. 7 класс


Комплексный анализ текстаРусский язык7 классОчаковская Надежда Станиславовна, учитель МАОУ Гимназии №4 города Красноярска ОРАНЖЕРЕЯ
ОРАНЖЕРЕЯ(значение слова по словарю Ушакова)ОРАНЖЕРЕЯ - оранжереи, ж. р. (фр. orangerie, букв. теплица для апельсинов) (сад.). Теплое помещение для искусственного разведения и взращивания растений, привыкших к теплому климату; то же, что теплица.// искусственная экосистема.
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ(1)В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду — огромная оранжерея из железа и стекла. (2)Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали все здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. (З)Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. (4)Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.(по В. Гаршину)

А4 Какое средство речевой выразительности используется во 2 предложении:«…переплетённые между собой целой паутиной железных рам…»1) олицетворение2) метафора3) сравнение4) эпитет
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
А5 Укажите , в каком значении употребляется в тексте слово КОЛОННА (предложение 2)(2)Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали все здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. 1) высокий столб-опора2) движущийся строй3) группа стоящих рядом предметов4) памятное сооружение
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Сделайте синтаксический разбор 2 предложения(2)Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали все здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. [- =]:(1) [- =];(2) [= -,(3) /прич. об. / ],(4) ( в которые = - ). – сложное предложение с разными видами связи

Работа по тексту Ю. ЯковлеваА1. Какое из высказываний, приведенных ниже, подтверждает, что ответ Зои был обдуманным?1) Девочка и раньше думала о том, сможет ли она прыгнуть с моста в реку.2) Девочка сомневалась в своих физических возможностях.3) На вопрос товарища Зоя ответила не сразу.4) Зоя не хотела делиться своими мыслями с ребятами.


1) потому что течение воды напоминает течение времени2) потому что вода завораживает взгляд, приковывает внимание3) потому что водная гладь неподвижна4) потому что водная глубина пугает своей неизвестностьюА2. Почему, наблюдая за водой, ребята размышляют о времени?


1) Марат2) Василь3) Зимородок4) ЗояA3. Один из героев, о котором идет речь в тексте, не присутствует среди ребят. Кто это?


1) разговорный2) научный3) публицистический4) художественныйА4. Определите стиль данного текста.


(б)Марат видел тяжелые железные фермы, скрученные взрывом и выступающие из воды, как остов погибшего чудовища. 1) сельскохозяйственное предприятие2) мостовое сооружение3) животноводческое помещение4) архитектурная детальА5. Укажите, в каком значении употреблено слово ФЕРМЫ (предложение 6).


А6 Укажите, какое из слов является синонимом к выражению ДО ЗАРЕЗУ (предложение 13)(13)Но как быть, если тебе до зарезу нужно вернуться на станцию, давно оставшуюся позади?1) очень сильно2) очень ярко3) очень смело4) очень обидно


А7 Из предложения 16-17 выпишите слово, являющееся разговорным.(16) — Я бы прыгнула, если бы надо было спасти маму.(17) — Привираешь, — сказал Василь.

В1 Из предложения 1 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.(1)Друзья стояли на мосту втроем и, облокотясь на теплые от солнца деревянные перила, смотрели на воду.
В2. Из предложений 10-12 выпишите слово с проверяемой согласной в корне.(10)А что такое время? (11)Станции! (12)Мимо одних поезд уже промчался, до других еще не доехал.
В3. Из предложений 7-8 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.(7)Зимородок не знал, как раскрыть парашют, но он умел обращаться с толом. (8)С тех пор много утекло воды — этой пахнущей глубинным холодом и травой.
(16) — Я бы прыгнула, если бы надо было спасти маму.(17) — Привираешь, — сказал Василь. (18)— Зачем прыгать с моста, когда можно побежать и нырнуть с берега.В4. Из предложений выписать слово, правописание приставки которого зависит от значения «неполнота действия».

(7)Зимородок не знал, как раскрыть парашют, но он умел обращаться с толом. (8)С тех пор много утекло воды — этой пахнущей глубинным холодом и травой. (9)Воды и времени.В5. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от основы, оканчивающейся на –Н-, пишется две буквы Н».
В6. Определите разряд наречия УЖЕ (предложение 12).(12)Мимо одних поезд уже промчался, до других еще не доехал. 1) наречие места2) наречие цели3) наречие времени4) наречие меры и степени


В7 Укажите ряд, в обоих наречиях которого пишется суффикс А.1) налев..., изредк...2) наглух..., сначал...3) издавн..., справ...4) досыт..., засветл...


В8. Выпишите все служебные части речи из предложений 14-16(14) — Ты бы могла прыгнуть с моста в реку? — неожиданно спросил Василь Зою Загородько.(15) Девочка ответила не сразу.(16) — Я бы прыгнула, если бы надо было спасти маму.

В9 В каком варианте ответа правильно указаны все слова с раздельным написанием?А) (в)продолжение летаБ) выскочить (из)за кустовВ) поговорить (на)счёт успеваемостиГ) выйти (на)встречу другу1)А 2) А,Б 3) Б,Г 4) В,Г


В10 В каком предложении выделенное слово пишется слитно?1) Мы остановили машину, что(бы) узнать дорогу.2) Все ценили его за(то), что он всегда помогал людям.3) Так(же), как и вчера, мы оставили лагерь на рассвете.4) В то(же) мгновение прогремел гром.


В11 Как пишутся частицы в предложениях?Что( бы) вам сказать? А я (то) разве знал вашу семью?1) Обе частицы пишутся через дефис.2) Обе частицы пишутся раздельно.3) Частица бы пишется раздельно, частица то — через дефис.4) Частица бы пишется слитно, частица то — раздельно.


В12 В каком ряду все слова с НЕ пишутся раздельно?1) (не)смотря на мать, он вышел из комнаты; кепка (не)велика, а мала2) поступил крайне (не)осторожно, встречался (не)охотно3) (не)слышал вопроса, вовсе (не)интересная книга4) лошади (не)спеша пили воду; (не)слыхан-ная красота


В13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?Гляди в ноги: н(1)чего н(2)найдёшь, так хоть нос н(3) расшибёшь (пословица).1) 1 2) 1,2 3) 2 4)1,3

В14. Из предложения 18 выпишите словосочетание (КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ + ГЛАГОЛ)(18)— Зачем прыгать с моста, когда можно побежать и нырнуть с берега.
В15. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.5)Зоя Загородько щурила глаза, стараясь задержать ресницами солнечный зайчик, который отрывался от воды и ударял в глаза.
В16 Среди предложений 1-6 найдите предложение с деепричастным(-ыми) оборотом(-ами). Напишите его номер(-а).(1)Друзья стояли на мосту втроем и, облокотясь на теплые от солнца деревянные перила, смотрели на воду. (2)Вода двигалась. (3)Ее струи, омывая опоры, завихрялись, образовывали водоворот.(4)Василь следил за игрой рыбы. (5)Зоя Загородько щурила глаза, стараясь задержать ресницами солнечный зайчик, который отрывался от воды и ударял в глаза. (б)Марат видел тяжелые железные фермы, скрученные взрывом и выступающие из воды, как остов погибшего чудовища.

В17. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения.Друзья стояли на мосту втроем и,(1) облокотясь на теплые от солнца деревянные перила,(2) смотрели на воду. Вода двигалась. Ее струи,(3) омывая опоры,(4) завихрялись, (5) образовывали водоворот.
ОТВЕТЫ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А1А2А3А4А5А6А7В1В2В3313421приви-раешьдеревян-ныепоездобращатьсяВ4В5В6В7В8В9В10В11В12В13приви-раешьглубинным33бы, с, в, не, если11431В14В14В15В16В17можно побе-жатьможно ныр-нуть21,3,52,5
Использованная литератураРусский язык. 7-й класс. Тесты для промежуточной аттестации: учебное пособие/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д, 2011.Русский язык, Итоговая аттестация, Типовые тестовые задания, 7 класс, Хаустова Д.А., 2014.