СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОСТИ НА ДОРОГЕ


Семинар- практикум для воспитателей дошкольных групп.Тема : Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста.Подготовила : воспитатель ЯСОНОВА э.е.СОШ ПОС. ЗАВОЛЖЬЕ ДОУ ЯМР Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность. Психофизиологические особенности поведения ребёнка на дорогеСреди всех участников дорожного движения- самым подвижным и непредсказуемым является ребёнок. И именно дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям.Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности.В отличии от взрослых они не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств.Они не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дольние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны идёт звук.Небольшой рост ребёнка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения. Его не видит водитель.Потребность в движении, радость, удивление интерес к чему- либо заставляют их забыть об опасности., Факторы, способствующие участию детей в ДТПрассеянное внимание;не соблюдение правил поведения на улице;снижение обзора;эмоциональное состояние;узкий угол зрения;время реакции;присутствие растерянности;быстрая утомляемость и рассеянность;отсутствие взрослого. Ситуации, в которых дети более уязвимыпереход проезжей части;подвижные игры вблизи дороги;посещение магазинов, образовательных учреждений;катание на велосипедах, лыжах, санках, на коньках, самокатах в опасных местах; вечернее время суток;яркое солнце; ослепление фарами; состояние дорог и многое другое. Воспитатель- первый учитель безопасного поведения ребёнка на дороге. Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению они написаны «взрослым» языком, без всякого расчёта на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей- доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения- донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом не исказив их содержания. Навыки и привычкиНавык- это способность ребёнка в процессе дорожного движения выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, хотя и под контролем сознания, путём многократного повторения.Привычка- сложившийся способ поведения, осуществление которого в отдельных ситуациях приобретает для человека характер потребности.Модель поведения ребёнка на дороге должна характеризоваться навыком, а отношение к выполнению правил безопасного движения должно стать положительной привычкой. Мыслительные навыки.От того, насколько развиты мыслительные (умственные) навыки , зависят скорость и точность оценки дорожной обстановки и прогноза её развития, что необходимо для своевременного принятия модели поведения. Ни друзья, ни улица, порой и родители не в состоянии развить мыслительный навык, а только опытный, владеющий методикой и знаниями педагог. ДТП нельзя смоделировать с участием ребёнка. Однако важно заранее обучить дошкольника безопасному поведению на дороге. Здесь личный опыт должен быть заменён опытом, накопленным обществом. Развитию навыков способствует внедрённое в ДОУ ситуационное обучение, овладев которым, только воспитатель способен выработать у ребёнка необходимые мыслительные способности. Ситуационное обучение заключается в систематизации и анализе типичных дорожно - транспортных ситуаций. Цель ситуационного обучения-приучить ребёнка предвидеть опасные ситуации, правильно их оценивать и прогнозировать их развитие, вырабатывать решения, предупреждающие попадание ребёнка в ДТП или уменьшающие тяжесть их последствий. Основные формы работы с детьми:•организованные формы обучения в НОД; •совместная деятельность взрослого и ребенка: экскурсии и наблюдения; чтение художественной литературы; игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические; моделирование проблемных ситуаций, беседы, просмотр мультипликационных фильмов, развивающих видеоматериалов, рассматривание иллюстраций, плакатов, фотографий; ручной труд; встречи с инспектором ГИБДД; досуги и развлечения. •самостоятельная деятельность детей; Принципы реализации.Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия Принцип возрастной безопасности. Принцип социальной безопасности.Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Для того, чтобы воспитание было успешно, надо, чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя.Л. Н. Толстой Уголок « Дорожного движения»Настольно-дидактическиеигры.«Знаки на дорогах»,«Внимание дорога»,«Улица»,Лото «Дорожные знаки»,«Автобус для зверят»,Лото «Прогулка по городу»,«Как проехать по Москве». От нас с вами зависит жизнь маленького пешехода.Помните об этом! Желаем успехов в работе!