Презентация выступления на педсовете Имидж современного учителя Культура речи учителя


Речь любого человека – это его визитная карточка, так как это характеристика его интеллекта, образованности, воспитания, культуры. Тем более, если этот человек – педагог. Специфика профессии учителя заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. УЧЕНИК Родители Коллеги Администрация школы Различные службы, ведомства, организации Детский дом МЦДО Музей ОЦРБ ДШИ Дворец спорта Дворец культуры ЦЗН Военкомат Городская библиотека ОДН ИМЦ КДН УЧИТЕЛЬ Профессор Л.И.Скворцов даёт определение, согласно которому «культура речи»– это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи». Стиль педагогического общения зависит от: психических свойств личности ролевой установки, которую определяет сам педагог интеллекта Общение-устрашение Общение дружеского расположения Учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль «деспота», «диктатора» Общение-заигрывание Учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить «сделку» с учениками Общение с чётко выраженной дистанцией Учитель постоянно подчёркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных слушаться Учитель и ученики – коллеги, вовлечённые в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке Учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику Лишённые крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств Общение совместной увлечённости Голос Дикция Нормы литературного языка Выразительность, эмоциональность Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому голос обязан быть достаточно выносливым Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учётом ситуации общения Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать», говорить не для себя, а для учеников, то есть голос должен обладать полётностью Важнейшими профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полётность, выносливость. Развитие всех этих качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса Дикция – чёткое и ясное произнесение звуков речи. Хорошая лекция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков. Нечёткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью. Она является таким же обязательным элементом, как, например, техничность, дикция. орфоэпические (произношение)акцентологические (ударение) орфографическиепунктуационные лексическиесинтаксическиестилистические Устная речь Письменная речь Устная и письменная речь ударение; мягко или твёрдо? е или ё? Творог или творог?Ходатайство или ходатайство?Эксперт или эксперт? СэсеСессия или сессия?тетэКомпетенция или компетенцияненэШинель или шинель? Опека или опёкаАфера или афёра ударение мягко или твёрдо? е или ё? Творог и доп. творогсесэСессия и доп. сессияХодатайство и гр.непр. ходатайствоЭксперт, не реком. эксперттетэКомпетенция, неправ. компетенцияОпека, неправ. опёкаАфера, неправ. афёра Найди ударный слог Твёрдо или мягко? ходатайство договор квартал протокол протоколы опека досуг звонит позвонишь сироты премировать эксперт экспертный торты тосты созыв оценена проспала компетенция компетентный термины резюме декада проект проектный шинель музей Слова-паразиты, сорняки: как бы типа короче конечно в принципе ну, в общем… Плеоназмы (лишние слова): коллеги по работе свободная вакансия краткое резюме в мае месяце жестикулировал руками первый дебют Хочу немного побаловать себя.Что-то давно не пекла тортов.Хорошо бы купить арахис.Многие американцы любят арахисовое масло.А я предпочитаю украинский борщ. Хотите устроиться на работу?Составьте ёмкое резюме.Создайте проект.Вложите определённые средства.Вам позвонят и предложат заключить договор.На собеседовании покажите хорошую компетентность.Вас приняли? Теперь можно немного побаловать себя.Напеките тортов, поднимите за удачу тосты.Вам жарко? Солнце в окна? Опустите жалюзи! Перед учителем стоит серьёзная задача. Он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создаёт, прежде всего, при помощи нашего языка.Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и тончайшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Онеги Архангельской области