Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка по УМК Гармония


Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах.Презентацию подготовила: Иванникова Светлана ЮрьевнаМБОУ СОШ № 21


Модель вводится для того, чтобы, во-первых, сделать для малышей более наглядным само понятие речь, а во-вторых, в схематическом виде зафиксировать ряд важнейших правил речевого поведения: когда один говорит, другие слушают; на говорящего надо смотреть, помогая ему своим вниманием; тот, кто говорит, тоже должен смотреть на своих собеседников... Схема помогает детям понять главную особенность речи: мы говорим (и пишем) не для себя, а для других, для тех, к кому обращаемся. Вот почему основное требование к речи – она должна быть понятной и вежливой.
style.rotation Жанры, которые осваиваютсяв 1-м классе: устное воспоминание, записка, телеграмма, поздравление, письмо.во 2-м классе: загадка, кулинарный рецепт (как мини-инструкция), словесная зарисовка, рассказ о событии.в 3-ем классе: этюд (словесная зарисовка повествовательного или описательного характера) и инструкция (совет о том, как что-то делать).в 4-ом классе: рассказ, сказка (сказочная история), объявление, запись в личный дневник. Программой по русскому языку в начальной школе предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется, написание которых нужно запомнить. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является обучение безошибочному письму и формирование орфографической зоркости, развитие умений анализировать языковые факты и явления.В начальном курсе грамматики, правописание и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают словарные слова. Первоначальное знакомство со словарными словами начинается уже в 1 классе. В каждом последующем классе количество словарных слов увеличивается.Все трудные слова, изучаемые в начальной школе можно разделить по тематическим группам:
СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДЛЯ 2 КЛАССАЖИВОТНЫЕ:ЗАЯЦКОРОВАЛИСИЦАЛЯГУШКАМЕДВЕДЬОБЕЗЪЯНАСОБАКАШКОЛА:АЛФАВИТДЕЖУРНЫЙКАРАНДАШКЛАССПЕНАЛТЕТРАДЬУЧЕНИКУЧЕНИЦАУЧИТЕЛЬ

РАСТЕНИЯ:БЕРЕЗАЗЕМЛЯНИКАКАПУСТАМАЛИНАМОРКОВЬОСИНАЩАВЕЛЬЯБЛОКОЯБЛОНЯПТИЦЫ:ВОРОБЕЙВОРОНАСНЕГИРЬСОРОКА
Требования к ассоциативному образу:1. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-нибудь признаком:-по цвету-количеству-действию-звучанию-назначению-местоположению-форме-материалу-вкусу-массе и т.д.2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях можно использовать АССОЦИАТИВНЫЙ ОБРАЗ, который помогает правильно написать орфограмму.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов.1.Подбор ассоциативных рядов слов.гАзета- бумАгазАвод – трубАинЕй – бЕлый, снЕгкАпуста – зАяцкАрандаш – грАнь, бумАгакАрман – дырАкОнцерт – нОта, хОр, дОкОрабль – вОлны, бОцман, кОкмАшина – шинАсОбака - хвОстrrrr 2. Работа по созданию схематичных рисунков.На месте пропущенных букв должны появиться небольшие рисунки, напоминающие данные объекты и предметы.Я Б Л К О П М И Д О РП Р Т Р Е ТК Р З И Н А

Ценность данного приема работы – наличие у каждого ученика своего ассоциативного образа при общих требованиях: заданная орфограмма и ассоциативная связь. На начальном этапе учитель сам показывает и создает образы. В дальнейшем учащиеся выполняют данные задания самостоятельно. В работе над трудными словами для формирования орфографического навыка, навыка правописания словарных слов учитель может использовать стихи, фрагменты из художественных произведений для детей, стихотворения с опорами и рифмованные подсказки, кроссворды.rrrrrrrrrrrr