Интерактивные технологии при формировании ключевых компетенций обучающихся на уроках физики


Интерактивные технологии при формировании ключевых компетенций обучающихсяВыполнила: учитель физики МБОУ СОШ № 6Борисова О. А. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Задачи интерактивного обучения:-развивать коммуникативные умения и навыки;-решать информационную задачу;-развивает общие учебные умения и навыки;-обеспечивать воспитательную задачу. Организация интерактивного обучения:Вовлеченность в той или иной мере всех участниковПсихологическая подготовка участниковКоличество участников не более 30Подготовка помещенияОбсудить регламент и процедурыДеление участников на основе добровольности Сравнение методов:Активный Интерактивный Виды интерактивных методов:дискуссия, дебаты,эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, метод проектов «карусель», работа в малых группах, дерево решений, суд от своего имени и многие другие Структура интерактивного урока:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаПримерные методикиМотивация“Блицопрос”“Мозговой штурм”Оглашение темы и задачЧерез эпиграф, слово, названиеПолучение необходимой информацииПрезентация домашнего заданияОзнакомление с раздаточным материаломИнтерактивное задание“Карусель”ДебатыСеминар“Снежный ком”“Защита проекта”Работа в малых группахПодведение итогов“Большой круг”“Снежный ком”“Творческое задание”“Проект” Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности Задачи групповой формы обучения:конкретно-познавательная;коммуникативно-развивающая;социально-ориентационная. Функции учителя: контролировать ход работы в группах; отвечать на вопросы;регулировать споры, порядок работы;в случае крайней необходимости оказывать помощь отдельным учащимся или группе.  «Плюсы» групповой работы:Повышается учебная и познавательная мотивация учеников;Снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач; В группе выше обучаемость;При совместном выполнении задания происходит взаимообучение. «Минусы» групповой работы:Объединение в группы по принципу “сильный - слабый” ученик;Трудности комплектования групп;Быстрая организация групп;Проблемы оценивания результата. Способы формирования групп:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Способ формирования группыДостоинстваНедостатки и пути их преодоленияПо решению учителяМожно выровнять группы по силе учеников, в них входящих (ценой разной силы групп)Сложно учесть симпатии и антипатии учащихся По желанию учениковОбычно в таких группах нет психологической несовместимости, контакт между учениками лучшеВозможна разная сила учеников в группе и разная сила групп в целом, разная численность учеников .По набору лидеров (первым по рейтингу 5–7 ученикам предоставляется право набрать себе группы)Относительное равенство групп по силе, достаточно высокая совместимость в группах; психологическая подготовка к рынку трудаПсихологический пресс на тех, кого выбирали последними2 или вообще не хотели выбирать; разный вклад учеников в ответ По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит – критик – генератор идей)Максимальная эффективность труда, большой творческий потенциал группНе всегда соответствует симпатиям-антипатиям учащихся, сила групп не сбалансированаПо психологическим характеристикамЭффективность работы, мотивированность сочетания учеников в группах, неожиданность составаТребует больших предварительных исследований, ряд характеристик можно оценить лишь приблизительно Примеры групповой работы на уроках физики. 7 классКаждая группа получает по три конверта, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо найти лишнюю карточку. 1 конверт. «Физические величины»: объем, масса, плотность, сила, скорость, механическая работа, вес, газ, длина, время, давление, мощность. 2 конверт. «Приборы и механизмы»: весы, динамометр, блок, барометр, термометр, спидометр, жидкость, мензурка, рычаг.3 конверт. «Физические явления»: молния, инерция, падение тел, тяготение, движение, момент силы, нагревание, трение. Найди правильные формулы.На 10-15 карточках написаны формулы, но среди них только 6 правильных. Выполнить опыты и сделать выводы:Группа №1Сравнение сил трения покоя, скольжения,качения и веса тела.Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный, 3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.Группа №2Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностейПриборы и материалы: I) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.Группа N3Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностейПриборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт. Обобщение знаний по темеЗадание группы № 1. Вопросы:1. Что отличает одно агрегатное состояние вещества от другого?2. Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей, и твердых тел?3. Сделать необходимые выводы.Задание группы № 2.Вопросы:1. Физический смысл процесса испарения.2. От чего зависит скорость испарения.3. Процесс конденсации.4. Физический смысл количества теплоты, необходимый для испарения. Каждой из 6 команд дается 4 задачи на 10 мин. Каждому участнику по одной задаче, но если ученик не может ответить, он может попросить совета у других членов группы.Примеры задач:1 группа: 1) Влияет ли ветер на показание термометра?2) Будет ли кипеть вода в стакане, плавающем в сосуде, в котором кипит вода?3) Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?4) Почему вода на глубине пруда всегда холодная?2 группа: 1) Почему вода в водоемах начинает замерзать с поверхности?2) Почему в резиновой одежде трудно переносить жару?3) Когда лед может быть нагревателем?4) Почему свежеиспеченный хлеб весит больше, чем остывший?3 группа: 1) Почему в мороз снег скрипит под ногами?2) Почему коньки хорошо скользят по льду?3) Почему температуру воздуха измеряют только в тени?4) Благодаря чему возможна конвекция в жидкостях и газах? 8 классСоставить как можно больше физических терминов из предложенных букв за определенное время.электризацияреостаттокампервольтрезисторватт заключениеГрупповая форма обучения предъявляетвысокие требования к учителю. Он, преждевсего, должен хорошо владеть дисциплинойучащихся. Такая форма обучения требуетособых организационных усилий. Спасибо за внимание!