ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ Технология адаптации и социализации детей — инвалидов в условиях общеобразовательной школы.


Технология адаптации и социализации детей - инвалидов в условиях общеобразовательной школы.Подготовила: Бубликова Ирина ЦЕЛЬ: -Сформировать эффективную систему интегрированного включения детей-инвалидов в образовательную среду и социум с обеспечением успешной психологической адаптации и социализацииЗАДАЧИ:-Создать условия для обеспечения комплексной психолого-педагогической адаптации и социализации детей-инвалидов и их родителей в образовательном пространстве.Обеспечить детей-инвалидов необходимым комплексом мероприятий для получения ими индивидуального уровня образования, соответствующего психофизиологическим особенностям обучающихся.-Регулировать взаимоотношения родителей, детей и педагогов, способствуя формированию толерантности у всех взаимодействующих сторон образовательного процесса.-Оказать помощь детям-инвалидам в социальной адаптации, самоопределении и самореализации. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ: В условиях общеобразовательной школы, помещения для индивидуальных занятий она должна быть адаптировано к потребностям ребенка-инвалида. Кроме этого в кабинете должна быть питьевая вода и медицинская аптечка. Дети должны заниматься за удобными столами и стульями, которые легко моются, с хорошим освещением. Демонстративная доска для наглядности и объяснений. Шаблоны для рисунков, аппликаций и т.д. Класс интегрированного обучения объединяет разных детей отличающихся друг от друга. Очень важно, чтобы учителя понимали и правильно относились к имеющимся различиям между детьми, чтобы они не стремились всех детей уравнять, сделать одинаковыми. Только признавая право каждого ребенка быть как все и оставаться самим собой, можно развить сильные стороны личности.Основная цель уроков образовательной интеграции – создание условий, чтобы дети контактировали друг с другом.Концептуальные положения технологии социальной адаптации:1. Требования комплексности задают необходимость разностороннего изучения возможностей и особенностей обучающихся, нуждающихся в коррекционно-образовательных услугах, использования различных методов, методик, приемов и средств из арсенала общей, коррекционной педагогики, педагогической и специальной психологии.2. Системность решения коррекционно - образовательных задач отражает взаимосвязь достижения учебных и воспитательных целей, прогнозирования и преодоления актуальных трудностей взаимодействия школьников с различными познавательными возможностями.В классе интегрированного обучения необходима системная работа над созданием благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей, принимая во внимание особенности их развития, обуславливающие специфические цели и задачи обучения.3. Деятельностный характер обучения, воспитания. Главным способом осуществления полной интеграции является успешность активной деятельности учеников. Только в ней могут быть смоделированы и воспроизведены условия, трудные для ученика, но возможные в жизни, анализ и проигрывание которых могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. 4. Развитие механизмов социальной адаптации у детей с разным уровнем развития: учащиеся включаются в социальное взаимодействие, содействующее их продвижению; диалоговая форма отношений, коммуникативные связи между участниками учебного процесса становятся внешними побудителями изменений в умственной деятельности.5. Обеспечение эмоциональной сопричастности к учебному процессу, вызывание у школьников переживаний, чувствований в связи с учебной деятельностью.6. Индивидуальный характер обучения, что позволит при необходимости перевести ребенка с более низкого на более высокий уровень развития; оказать индивидуальную помощь по тому или иному предмету, улучшить психологическое здоровье, скорригировать имеющиеся недостатки развития.7. Принцип рефлексивности , в основе которого - самооценка, самоанализ, самоконтроль. Т.е. постоянная рефлексия собственной деятельности, оценка достижений и недостатков.ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Лица с ограниченными возможностями, учащиеся УО, педагоги ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ:Социально-педагогической помощью ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы, являются следующие компоненты: диагностический, консультационный, практический, прогностический и социально-реабилитационный. - диагностический компонент представляет собой изучение личности ребенка-инвалида и его взаимоотношений со средой.Реализация диагностического компонента социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду предполагает: изучение личности самого ребенка, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер. В процессе диагностики изучаются возможности и имеющиеся у ребенка способности, особенности течения его заболевания, степень влияния имеющегося дефекта на общий уровень развития и восприятие своего «Я», а также особенности его взаимоотношений с ближайшим окружением, положение в семье и возможности включения в детский коллектив. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, дать общую характеристику развития его личности и отношений с окружающей средой. - консультационный компонент социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду представляет собой организацию консультирования данной категории детей. - консультации детей-инвалидов должны носить индивидуальный характер, они направлены на преодоление тех затруднений, которые испытывает ребенок. - практический компонент предполагает выбор и реализацию конкретных мер, средств и форм социально-педагогической помощи детям-инвалидам.  Реализация практического компонента включает несколько этапов: 1) подготовительный - на данном этапе осуществляется подготовка ребенка-инвалида и членов его семьи к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы.  2) вторым, или основным этапом реализации практического компонента является этап решения возникающих в процессе обучения проблем. У здорового ребенка начало обучения в школе – это определенный кризис, который в литературе принято называть «кризисом первых недель обучения». Для ребенка – инвалида адаптационный период больше по времени и сопряжен с дополнительными трудностями. Ему необходимо научиться самостоятельно решать проблемы, возникшие в результате того или иного дефекта, научиться вместе со здоровыми детьми включаться в разнообразную деятельность, находить ей альтернативу, если ограничения, заданные дефектом, не дадут ему возможности ее выполнения. 3) следующий этап реализации практического компонента социально-педагогической помощи детям-инвалидам – это этап сопровождения ребенка в процессе его обучения в школе. Социально-педагогическое сопровождение – это процесс своевременной помощи ребенку на основе постоянного отслеживания изменений в процессе его развития, адаптации его в детском коллективе и развития компенсаторных механизмов. Основная функция социально-педагогического сопровождения –помощь ребенку-инвалиду и его семье в решении проблемных ситуаций. Следующим компонентом социально-педагогической помощи ребенку-инвалиду в условиях массовой общеобразовательной школы является прогностический компонент. Прогнозирование – это определение потенциальных возможностей ребенка к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. При прогнозировании таких возможностей специалист должен изучить особенности дефекта, имеющиеся у ребенка-инвалида, влияние его последствий на его жизнедеятельность и тенденции развития последствий дефекта. Еще одним компонентом социально-педагогической помощи детям-инвалидам в условиях массовой общеобразовательной школы является социально-реабилитационный компонент. Социальная реабилитация - это целенаправленный процесс возвращения ребенка, получившего инвалидность или имеющего те или иные жизненные ограничения, в продуктивную полноценную социальную жизнь, включения его в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого оптимальных условий, а также комплекса педагогических средств, направленных на целостное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей. Социальная реабилитация – это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка-инвалида. Социально-реабилитационный компонент помощи детям-инвалидам реализуется на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, которые разрабатываются совместно: медицинский работник - социальный педагог, педагог-психолог – классный руководитель – ребенок – родители. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:1) развитие психологических функций памяти, мышления, воображения, внима­ния2) формирование самостоятельности:-умение организовать свое рабочее место во время занятий по коррек­ции основных познавательных процессов и арт-терапии;-правильно держать лист при рисовании, карандаш, кисть и т.д.-закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;-пользоваться акварельными и гуашевыми красками для рисования;-передавать по схеме правильно фигуру человека, его лицо-делать простейшие поделки из пластилина / и других пластических материалов/-убирать за собой рабочее место без посторонней помощи. 3) развитие умения выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людейВ СОДЕРЖАНИЕ занятий по коррекции ОСНОВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ входит: развитие памяти, внимания, мышления, речевых умений. Это происходит через упра­жнения: «Беспорядок на кухне»; «Строительство дома»; «Почтовый ящик»; «Продолжи ряд слов», «Найди отличие»; «Найди игрушку»; «Снежное поле», «Запоминаем вместе». Видами занятий являются: 1) развивающие, 2) закрепляющие.Само занятие делится на две части: а) развивающую (или закрепляющую) основные познавате­льные процессы; б) игровую (когда дети имеют возможность поиграть в «свои любимые игрушки»), получив, таким образом, наг­раду за усердие в первой части занятия. Особенностью технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции является то, что она создается на основе синергетического подхода, предполагающего постоянное взаимодействие с другими образовательными системами; подхода, характеризующегося многозначимостью в трактовке любого факта и явления, признанием мира других людей, иных взглядов и предпочтений.Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы дистанция между обычными учащимися и с ограниченными возможностями сокращалась, чтобы открывались и развивались позитивные ресурсы каждого ученика и учитывались его особенности. В этих целях на занятиях создается доброжелательная атмосфера, организуется взаимодействие с привлечением физических контактов, идентификация себя с другими учениками. Уже на первых уроках используются приемы аттракции, создающие благоприятное впечатление о каждом ученике. Школьники познают друг друга на основе сенсорных контактов, сообщают о себе положительную информацию, коллективно составляется психологический портрет класса, проектирующий отличительные положительные качества его учеников.Успешность технологии занятий подключению определяется не только их содержанием, но и организационными условиями проведения. Кабинет коррекционной работы или иное помещение, отводимое для этих занятий, создают атмосферу уюта, обеспечивают условия для совместной игровой деятельности и уединения, интимизации своей деятельности. Если ученик захочет, то он должен иметь условия для уединения, пространственного отделения от участников группы. Это может быть отдельный столик, на котором находятся детские журналы, дидактические игры, или комната.Важно, чтобы в кабинете был круглыйстол. Если его нет, то можно сдвинуть столы или расположить стулья полукругом, чтобыучащиеся размещались друг к другу лицом,что важно для сотрудничества, взаимодействия.Кабинет не перегружается предметами, не имеющими отношения к коррекционной работе.Представляется, что в кабинете необходимы магнитофон с аудиозаписями, компьютер. Предметы, которые можно разбить, уронить, отгораживаются,чтобы снять запрещения, ограничения для активной деятельности в процессе совместных занятий. Образовательная интеграция предполагает решение следующих задач:Упреждение и преодоление трудностей, возникающих в процессе совместной учебной деятельности и общения;Смягчение отрицательных проявлений когнитивного кризиса, трудностей учения со школьниками с особенностями психофизического развития, их эмоционального неблагополучия посредством осознания остальными детьми трудностей и проблем детей с ограниченными возможностями;Смягчение кризиса взаимоотношений посредством обучения учащихся конструктивным формам взаимодействия в классе и в условиях другой неформальной группы;Создание атмосферы терпимости друг к другу, развитие чувства собственного достоинства, стремления к сотрудничеству с другими людьми, осознанию того, как важно подружиться и остаться друзьями.Во время занятий учитель, взрослый и каждый ученик стараются называть положительные качества личности. В адрес каждого члена группы высказывается, как минимум, одно хорошее и доброе слово.На занятиях обеспечиваются как можно больше общения с различными учениками, в том числе с теми, с которыми обычно контакты бывают минимальными. На занятиях широко используются приемы: идентификация, рефлексия и др. Темам занятий могут быть: «Мы знакомимся», «Я и мои друзья», «Я самый, самый», «Наш класс», «Мои слабости» и др.В процессе занятий каждый ученик начинает понимать, что его ценят и уважают, преодолевая изолированность, от совместного общения возникают положительные эмоции, создается эмоциональный настрой на совместную деятельность. Технологии социальной адаптации делают предпочтительными эвристические вопросы, деловые игры, элементы проблемного обучения, метод эмпатии, синектики. Особенностью технологии социальной адаптации в условиях образовательной интеграции являются запуск рефлексии, включение учащихся в рефлексивную деятельность. Она особо значима, потому что позволяет ученикам с особенностями психофизического развития осознать свои возможности, свое место в предполагаемой деятельности, свои внутренние резервы.