Презентация к уроку осетинского языка на тему « Происхождение осетинских танцев»


Осетинские танцы «Танец-немая  поэзия,зримая  песня,таящая в себе  часть народной души, эмоциональная летопись  народа,самобытно и ярко рассказывающая  историю чувств и событий, им пережитых». Главная  задача  нашего  исследования  —показать  изучение  некоторых осетинских танцев. О значении танца в быту предков осетин свидетельствует и эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец:И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,Он сперва на земле проплясал немало…А затем на фынге продолжал пляску.Тут он начал плясать еще искуснее,Закружился волчком по самому краю,Ни капли не пролил, не сбросил и крохи…Сослану под ноги мечи подставили,Мечи уставили остриями кверху,А Сослан пляшет – на мечах вертится, Будто бы вертится колесо мельницы. Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому имел преимущественно ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполнялся обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что в наши дни этот массовый танец представляет этнографическую ценность. «Симд» неоднократно упоминается в героическом эпосе осетин как излюбленный танец нартовских богатырей.. В некоторых сказаниях сюжеты построены на том, что нарты «соревнуются в «Симде», пытаясь завоевать сердце гордой красавицы. Махарбег ТугановОдин из лучших знатоков танцевального фольклора осетин М.С. Туганов отмечал, что мужской вариант «Симда» был известен под названием «Нæртон симд» или «Æддæгуæлæ кафт», что буквально означает «нартовский симд». Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытуют и парные танцы – это медленный, плавный танец-приглашение «Хонга кафт» и быстрый, энергичный «Зилга». Примечательно, что оба эти танца исполняются друг за другом, образуя своего рода двухчастный цикл. В этом можно усматривать черты сюитности в исполнении данных танцев. Лишь в редких случаях их танцуют порознь. Плавный старинный танецПлавный парный танец занимает особое место в осетинской хореографии. Он требует исключительного мастерства и грации. Девичий танец исполнялся группой девушек и солистами: девушкой и юношей. (В современных постановках в танце все чаще участвуют только девушки). Девушки танцуют мягко, грациозно, юноша – четко и мужественно. Старинный мужской танец «Чепена» - это танец-игра, полный юмора и веселого задора. Как правило, «Чепена» исполнялся в конце свадебных торжеств. Танец на носках«Соревнование на носках» - старинный народный танец.Исполнялся признанными танцорами – юношами и девушками, которые в дни народных праздников и на различных семейных торжествах соревновались в лучшем исполнении танца на носках, демонстрируя пластичность, ритмическую четкость и виртуозность сложнейших движений на носках. Танец с кинжалами бытовал в народе до 80-х годов XIX столетия. Позднее этот сложный танец, требующий виртуозного искусства фехтования несколькими кинжалами и мастерского исполнения движений на носках, перешел на сцену и сейчас существует только в виде сценического зрелищного искусства. Исполняют этот танец профессионалы и отдельные виртуозы - любители. Государственный ансамбль «АЛАН» Московский ансамбль «Алания» Санкт-Петербургская осетинская община Алания –Ир Ростов СПАСИБО!