Развитие познавательных интересов обучающихся через проектную деятельность


Развитие познавательных интересов обучащихся начальной школы через проектную деятельность Учитель начальных классов МБОУ «Стрелецкая СОШ» Артёмова Елена Валерьевна Условия возникновения, становления опытаМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРЕЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Методика определения исходного уровня познавательного интереса обучающихся «Карта интересов» Математика и техника 10%Гуманитарная сфера 8%Художественная деятельность 48%Физкультура и спорт 64%Коммуникативные интересы 13%Природа и естествознание 18%Домашние обязанности, труд по самообслуживанию 7% «Как вы относитесь к учёбе»На уроке бывает интересно 65 %Нравится учитель 100 %Нравится получать хорошие отметки 100 %Родители заставляют учиться 65 %Узнаю много нового 40 %Получаю удовольствие, работая на уроке 55 %С нетерпением жду урока 55 %Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель 35 % Актуальность опытаобусловлена противоречиями, выявленными в ходе образовательной деятельности между возрастающим объемом информации, который предлагается обучающимся, и недостаточным включением личности самих обучающихся в познавательный процесс;между традиционными методами и приёмами обучения и необходимостью внедрения современных образовательных технологий, реально необходимых на современном этапе развития общества;между современными требованиями к подготовке выпускников начальной школы, отвечающей компетентностной модели образования и сложившейся системой обучения младших школьников. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательных интересов обучающихся на основе метода проектов Длительность работы над опытомРазработка опыта продолжалась в течение трех лет.Работа над обобщением опыта включала несколько этапов: I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь – ноябрь 2008 года.II этап – основной (формирующий) – декабрь 2008 – январь 2010 года.III этап – заключительный (контрольный) – февраль – март 2011 года. Диапазон опыта Новизна опыта заключается в усовершенствовании отдельных сторон педагогического процесса, основанного на использовании метода проектов. Теоретическая база опыта. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта. Данные материалы могут быть реализованы в различных образовательных учреждениях в системе работы с обучающимися начальных классов, при организации системы классно-урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого УМК. Технология опыта Цель опыта: развитие познавательных интересов обучающихся через организацию образовательной деятельности на основе метода проектов. Для реализации цели необходимо решить ряд педагогических задач:изучить теоретические основы исследуемой проблемы;создать условия для вовлечения в проектную деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех обучающихся класса;организовать работу обучающихся проектной деятельности в процессе её осуществления. Специфика метода проекта в начальной школе: все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя отчет о проделанной работе представляется на уроке. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: изобразительного искусства, музыки, окружающего мира, математики, литературы и др. Итог проектной работы Здоровый человек. Какой он?!Для этого надоУзнать у врача, каким должен быть здоровый человек.Найти книги о здоровом образе жизни, о полезных и вредных привычках.Составить правила здорового образа жизни. Результативность опытаРезультативность опыта отслеживалась по следующим критериям: результаты диагностики «Карта интересов» (таблица), качество знаний обучающихся по предметам (диаграмма), участие детей в творческих конкурсах и проектах (таблица). Результаты диагностики познавательных интересов по «Карте интересов» (Автор А.Е. Голомшток)Сферы деятельности2006 – 2007 уч. г.2007 – 2008уч. г.2008 – 2009 уч. г.2009 – 2010 уч. г.12%20%36%40%Математика и техника 8%20%24%48%Гуманитарная сфера48%56%64%92%Художественная деятельность64%68%72%96%Физкультура и спорт20%40%56%80%Коммуникативные интересы28%44%52%92%Природа и естествознание8%20%24%36% Качество знаний обучающихся по окружающему миру, русскому языку,литературному чтению, математике Результаты анкетирования «Как вы относитесь к учебе» «Человек рождён для мысли и действия», - говорили древние мудрецы. Окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему важно уже в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность