Презентация по русскому языку Развитие интереса к урокам русского языка на основе различных видов словарной работы


«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык . Не будь тебя как не впасть в отчаяние, при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу». И.С. Тургенев Тема: Развитие интереса к урокам русского языка на основе различных видов словарной работы Урок русского языка 2 класс, УМК « Школа России» Учитель МОУ СОШ № 134 2 категории стаж работы 21 год Дранкина Л.В. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета К.Д. Ушинский Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка, его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и наконец связной речи вообще. Главная цель, которая определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Качества человека 21 века: - Коммуникативные умения- Критическое и системное мышление- Творчество и любознательность Как повысить грамотность письма Как повысить речевую культуру и обогатить словарный запас ребенка Как воспитать внимательное отношение к слову и языковое чутье Как сделать урок интересным, занимательным, любимым ? Цели: 1. Развитие активного словаря учащихся. 2. Закрепить умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами. 3. Расширить лексикон ребенка. 4. Обогащать словарный запас, воспитывать внимательное отношение к слову и языковое чутье. Задачи: 1) Проанализировать литературу по проблеме развития интереса к урокам русского языка на основе различных видов словарной работы. 2) Разработать словарно-орфографические упражнения, которые не только обеспечат прочное усвоение детьми правописание слов с непроверяемыми орфограммами, но и обогатит словарный запас ребенка. 3) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность упражнений. Ожидаемые результаты 1. Правильное и точное употребление слов в речи, активизация детского словаря, развитие связной речи. 2. Безошибочное написание слов с непроверяемыми орфограммами .3. Освоение программы общеобразовательной начальной школы. Актуальность Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Работа со словом является обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету. Может проводиться на всех этапах урока ( объяснение нового материала, закрепление пройденного материала ). Планомерно и систематически проводится на протяжении всех лет обучения при изучении всех частей речи . Дети сами принимают активное участие в составлении самодельного словарика с собственными иллюстрациями. Новизна Результат: Освоение учащимися родного языка: его орфоэпии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Учебно-тематический план Тематические блоки Существительное Прилагательное Глагол Памятка для работы 1. Познакомить детей с лексическим значением новых для них слов ( словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.2. Обучить детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения.(Щавель, позвонит, километр).3. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу. Путем подбора к слову синонимов (ветер-ураган, вихрь). Путем перечисления предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом: животные медведь, лисица , заяц Описательным способом (лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями – береза). Путем родовидового определении я (амбар - здание, постройка для хранения зерна). Методические приемы объяснения детям значения непонятных слов Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них «опасного» места Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить по словарю. Выписывание из словаря слов по определенным смысловым, грамматическим и прочим признакам ( по теме «вежливые слова», слова с безударной гласной»а», слова из трех слогов…и т.д. Различные виды работы с орфографическим словарем Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроке. Задания и упражнения, направленные на развитие речи Составление словарей овощей, животных, растений. Словарики пополняются на протяжении четырех лет и оказывают помощь при написании сочинений. Подбор к изучаемому слову синонимов, близких по смыслу слов Отечество-…родина Труд-…работа Дети-…ребята Приятель-…товарищ Школьник-…ученик Холод-…мороз Люди-…народ Благодарю-…спасибо Радостно-…весело Ураган, вихрь-…ветер. Подбор к каждому слову антонимов , противоположных по значению слов из словаря Медленно-…быстро Грустно-…весело Деревня-…город Пожалуйста-…спасибо Жара-…мороз Чужбина-…родина Безделье-…работа Плохо-…хорошо Мальчик-…девочка Подбери к данным словам однокоренных слов, которые обозначают предмет. Н- р: машинный – машинка, машина. Разбор слова по составу. Для такой работы часто предлагаю слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника. Березка, березонька, березняк, березовый,подберезовик. Однокоренные слова Часто этимология помогает понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста. Капуста ( от лат. слова caputium « головка»).Корова ( от древнеславянс. Слова корва «рогатая» Спасибо ( образовалось путем слияния русских слов « спаси богъ» Проникновение в тайну слова с фразеологическими выражениями.( Язык хорошо подвешен -умеет хорошо, гладко говорить. с загадками. Они используются при знакомстве с новым словарным словом. Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает ледДа мелькают огоньки, Кто несет меня ? (Коньки). Разгадывание кроссвордов. Отрывки из стихотворений.Они включают словарные слова. На уроках русского языка я использую различные виды работы Творческие задания Дети сами сочиняют загадки и стихи к словарным словам. Рисуют фразеологические обороты, одноклассники отгадывают, что хотел сказать автор рисунка. Составляют с изучаемым словом словосочетания и предложения, а с группой слов мини-рассказы. Отзывы детей « На урокахрусского языка мне нравится отгадывать загадки и кроссворды» Круглов Алексей Отзывы детей «Я стал лучше заниматься по русскому языку» Соловьёв Артём Отзывы детей «Я люблю уроки русского языка и хочу быть отличницей» Кравченко Полина Список литературы Волина В.В. Русский язык. Учимся играя.- Екатеринбург, 1996.Купров В.Д. словарная работа на уроках русского языка//Начальная школа. 1990, №3. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка.- М.,2003. Потецкая Т В.Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка.// Начальная школа.1986, №5. Универсальный словарь русского языка./ Под ред.Соболевой О.Л.- М., 2003Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка.- М., 2000. Стандарты второго поколения. Примерные программы начального общего образования. Москва.»Просвещение» 2008.