Презентация на тему Методические особенности использования активных методов обучения на уроках информатики


Подготовил: преподаватель информатикиГБПОУ «Профессиональное училище №33»Лихобабина Юлия Николаевна. Министерство образования и науки российской ФедерацииКомитет образования и науки Волгоградской областиГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования» ВВЕДЕНИЕПонятие и виды активных методов обучения на уроках информатикиАргументирование целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессеПроцесс применения активных методовМетод проектовГрупповая форма работыПроблемное обучениеМетодические особенности использования игр при организации учебного процессаЗАКЛЮЧЕНИЕ За основу понятия компетентный человек взята способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решений, обучаться на протяжении всей жизни. Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям, навыкам» к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу – использование активных методов обучения в учебном процессе. Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий Включение активных методов в учебный процесс активизирует познавательную активность учащихся, усиливает их интерес и мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает в максимально возможную связь между учащимся и преподавателями. Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%. ИмитационныеИгровые- Деловые игры (исследовательская, учебная)Игровое проектированиеРолевая играОргдеятельностные игрыНеигровые- Анализ конкретных ситуацийТренинг НеимитационныеПроблемные лекцииПроблемные семинарыТематические дискуссииМозговая атакаКруглый столПедагогические игровые упражненияСтажировки Дидактические цели занятия Метод активного обучения Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра Отработка изучаемого материала Тренинги Применение знаний, умений и навыков Баскет-метод Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет-метод Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия 3амечание 1. Для успешного проведения активных методов обучения надо иметь специальную «тренерскую» подготовку, но, к счастью, уже существует достаточное количество методической литературы по этому вопросу.Замечание 2. Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации Замечание 3. Активные методы обучения следует также применять для: - Активизации познавательной активности учащихся; - Развития способности к самостоятельному обучению; - Выработки навыков работы в коллективе; - Коррекции самооценки учащихся; - Формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения со сверстниками, и с учителями). Замечание 4. Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей: - Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала; - Развитие навыков активного слушания; - Отработка изучаемого материала; - Развитие навыков принятия решения; Эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме. Замечание 5. Использование активных методов приводит к изменению системы контроля. Ученик чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс обучения.Практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.Атмосфера взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактив практически исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим.Учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Активные методы развивают коммуникативные умения и навыки, помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивают воспитательную задачу, поскольку приучают работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей.Интерактив снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий Даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ребёнка участвовать в процессе обучения.Для некоторых детей активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфортНесмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе. Для некоторых детей работа в команде с использованием активных методов – только способ ничего не делать Если учитель в должной мере не владеет методиками интерактива, то процесс обучения может превратиться в обычную анархию.И, наконец, не нужно забывать о том, что увлечение активными методами может увести от главного на уроке – получение знаний по конкретному вопросу. Активные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что наиболее актуально при обучении информатике. Активные методы оказывают большое влияние на подготовку школьников к будущей профессиональной деятельности. Вооружают их основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки по решению прикладных задач, которые сегодня не мыслимы без применения компьютера.Использование преподавателями активных методов в процессе обучения способствует постоянному совершенствованию методики обучения, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей как у преподавателя, так и у учащихся.В результате использования активных методов в информатике повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении по сравнению с традиционными методами обучения 1.Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000г.2.Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986г.3.Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003г.4.Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров. – М.: Издательство Московского психолого – социального института; Воронеж, 2002г.5.Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: «Высшая школа», 1991г.6.Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения // «Современная высшая школа» №3 1982г.7.Вербицкий А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. // Лекторское мастерство № 11 1990 / М. «Знание».8.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986г.9.Дакупин В.В., Использование активных методов обучения // «Вестник высшей школы» № 8 1993г.10. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во ЛГУ, 198511.Игры-обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского// в четырех книгах. –М.: Новая школа, 1994. -368 с.12.Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условия развивающего обучения. М., 198012. Кравцова А.Ю., УсенковД.Ю. Изучаем Power Point. М., «Образование и информатика», 2001г.13.Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение. М., 1991г.14. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М, 1998. -288с.15.Лукин С.Н. Мой взгляд на информатику. Ж. « Информатика и образование», 4-1998г.16.Макарова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / Под редакцией А. К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. 17.Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. М., 198018.Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 197519.Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 200320.Паклина Г.Ф. Применение проблемного обучения на информатике. Ж. «Информатика и образование», 12-2003 г.21. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб., 200522. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 200023.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 г.24.Симоненко В.Д. Творческие проекты учащихся образовательных школ. Под редакцией В. Д. Симоненко – Брянск, 1996. 25.Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 199126.Трофимова Т. Г. Проектное обучение глазами учеников. Ж. «Информатика и образование», 6-2003 г.27. Эльконин Д. Б. «Психология игры». - М., Педагогика, 1978. - 269 с.28.http://5fan.ru/wievjob.php?id=7749