Презентация на тему Особенности формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся технических специальностей системы СПО


доклад «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СИСТЕМЫ СПО» Научно-практическая конференция «Педагогические технологии и проблемы обучения в СПО» Доклад подготовила преподаватель первой категории Зеленченкова Е.В.Керчь, 25.03.2016г. Судомеханический техникум ФГБОУ ВО «КГМТУ» Нормативная база Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где описаны новые требования к образованию в Российской Федерацииновые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) федеральные государственные требования. ФГОС обеспечивает: 1) единство образовательного пространства РФ;2) преемственность основных образовательных программ; 3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации Проблемы СПО, требующие разрешения: освоение и овладение обучающимися системы СПО общими компетенциями в сочетании с профессиональными;переориентация образовательного процесса со «знаниевого» на «компетентностный» подход;внедрение модульно-компетентностного подхода в обучении; формирование единого понятийного аппарата, установление единообразия в терминологии;реализация функционально-деятельностного подхода при формировании у обучающихся по техническим специальностям различных компетенций;внедрение инновационных методов оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций. Проблемы СПО, требующие разрешения: В ФГОС среднего профессионального образования указано что, специалист должен обладать : общими компетенциями ( ОК), включающими в себя способности ;профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности каждой конкретной специальности. Профессиональная компетенция – это способность осуществлять конкретную деятельность в определенной области на основе применения профессиональных знаний и умений и проявления личностных качеств, делающих эту деятельность успешной. Профессионально-специализированная компетентность – это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных профессиональных компетенций. Компетентный человек – это тот, кто обладает определенными возможностями и подготовкой, которые позволяют ему адекватно справляться с ситуацией, активировать и актуализировать необходимые знания и умения, приемы и способы деятельности. основным инструментом оценки компетенции являются: традиционные формы контроля: собеседование, семинар, коллоквиум, тест, контрольная работа, лабораторная работа, индивидуальное расчетное задание, реферат, отчет, зачет, экзамен, выпускная квалификационная работа. основным инструментом оценки компетенции являются: инновационные формы контроля: уровневый тест (узнавание—подстановка—продуктивная деятельность—принятие решений в проблемных ситуациях), тест-действие (практическое испытание), ситуационный тест (обыгрывание ситуации из будущей профессиональной деятельности). Портфолио понимается, как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Наиболее целесообразная форма оценки результатов изучения профессионального модуля – составление портфолио. Портфолио студента технической специальности по изучению содержания профессионального модуля может означать:  антологию работ обучающихся, предполагающую его непосредственное участие в их выборе, а так же их анализ и самооценку,  выставку учебных достижений обучающегося за период обучения, коллекцию работ обучающихся, всесторонне, демонстрирующих не только результаты, но и мониторинг роста качества по сравнению с предыдущими результатами, способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося в определенный период времени, форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов обучающихся. Особые методы, приемлемые для успешного оценивания уровня сформированности общих и профессиональных компетенций кейс-метод» «метод проектов» «Кейс-метод» дает ряд преимуществ:  активизация студентов, как средство повышения эффективности профессионального обучения повышение мотивации к учебному процессумоделирование решений представление различных планов действий приобретение навыков принятия наиболее эффективного решения на основе коллективного анализа ситуации приобретение навыков критического оценивания различных точек зрения, самоанализа, самоконтроля и самооценки. Задачи, решаемые в процессе реализации метода проектов: − развитие познавательных способностей студентов;− повышение мотивации к обучению; совершенствование способностей к самообразованию и саморазвитию; − развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное; − обучение студентов рефлексии; − обучение умению публично выступать и отстаивать свою точку зрения;− развитие критического мышления;− более глубокое знакомство с будущей профессией. Главная миссия проектов — вводить обучающихся в профессиональную деятельность. Последовательность проектирования: 1. Подготовка — определение темы и целей проекта. 2. Планирование действий по проектированию самого проекта.3. Исследовательская работа — поиск информации.4. Результатом работы над проектом является продукт, например в виде оформленной технологической документации в соответствии с требованиями ГОСТ.5. Представление продукта — презентация технологического процесса и защита проекта.6. Оценка результатов и процесса. Таким образом, проект — это “5П” — проблема — планирование (проектирование) — поиск — продукт — презентация. Таким образом, уровень освоения профессиональных компетенций формируется в результате действий не только со стороны преподавателя, но и как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе приобретения им определенного профессионального и социального опыта. Спасибо за внимание