Презентация Сложносочиненное предложение с соединительными, разделительными и противительными союзами (9 класс)


ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами Задачи урока:1. Повторить информацию о группах соединительных, разделительных и противительных союзов2. Познакомиться с разновидностями смысловых отношений между частями СП, связанными названными союзами3. Научиться определять разновидности смысловых отношений между частями СП4. Научиться находить границу между простыми предложениями в составе ССП, связанными сочинительными союзами ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Лингвистическая разминка.1.Поставьте ударение в словахФеномен, досуг, диспансер, каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзиПроверьте:Феномен, досуг, диспансер [э], каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзи

Лингвистическая разминка.2.Объясните значение фразеологизмов, составьте с одним из них предложениеНа птичьих правахНа широкую ногуПускать пыль в глазаНосить воду в решете ССП с соединительными, разделительными и противительными союзами1. Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом. (А.А.Блок)2. В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял. (К.Г.Паустовский)3. Не то дождь пошел, не то воробьи пробежали по крыше веранды. (Г.А.Федосеев) Выполните задания и ответьте на вопросы1. Обозначьте грамматические основы2. Укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в ССП3. Определите смысловые отношения частей- Какие группы сочинительных союзов связывают простые предложения в сложных?Какова роль сочинительных союзов в предложениях?Каковы смысловые отношения между частями в сложных предложениях?


Выводы 1. Части сложных предложений в ССП могут быть связаны соединительными, разделительными и противительными союзами2. Смысловая связь простых предложений в ССП определяется теми союзами, которыми они связаны
ССП{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Группы сочинительных союзовСмысловые отношения между частями ССПСоединительные союзы и, да=и, ни… ни, тоже, такжеОдновременность действийПоследовательность действийПричинно-следственные отношения2. Разделительные союзы то… то, или (иль), либо… либо, не то… не то, то ли… то лиЧередованияВзаимоисключения3. Противительные союзыа, не только… но и, но, да=но, однако, затоОдно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему Выполните задание.Дополните незаконченные ССП так, чтобы они выражали1. Одновременность явлений:Звенят на ветру лиловые колокольчики, и …2. Причинно-следственные отношения:Незаметно подкралась осень, и …3. Противопоставление:Слева блеснул пруд, а … Проверь себя!Тест 1. Определите смысловые отношения в ССПСветало, и свет еще не погасших на шоссе фонарей был уже не нужен.А) причинно-следственные;Б) последовательность;В) одновременность;Г) сопоставление. Проверь себя!Тест 2. Какое значение вносит союз И в предложениеПервые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины.А) одновременность явлений;Б) последовательность;В) чередование;Г) противопоставление. Проверь себя!Тест 3. Найдите ошибку в определении отношений между частями ССП.А) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий)Б) Дверь отворилась, но никто не вошел. (Противопоставление событий)В) Гребцы налегли на весла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий)Г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий) Ответы:1. А2. Б3. АМолодцы!
ppt_yppt_yppt_y