Творческая работа слушателей курсов повышения квалификации учителей профессионально-трудового обучения специальных (коррекционных) ОУ по Проблеме: «Формирование социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС».


СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ИПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ГКОУ РО ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА №1 г.НОВОЧЕРКАССКА Подготовила: учитель ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1 г.Новочеркасска Зиновьева Е.А.. Одним из главных направлений воспитательно-образовательного процесса является профессионально-трудовое обучение Задачей профессионально-трудового обучения в школе-интернате является подготовка учащихся к участию в производительном труде в составе обычных трудовых коллективов. В процессе формирования трудовых навыков решаются специальные коррекционные развивающие задачи исправления недостатков познавательных процессов и воспитания положительных качеств личности. Профессионально-трудовое обучение в школе-интернате организовано в соответствии с Типовым Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, нормативными документами Министерства образования Ростовской области и ведется на основе программ, рекомендованных Министерством образования РФ и тематического планирования в соответствии с региональным базисным планом. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ИПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VIII ВИДА №1 г.НОВОЧЕРКАССКА РУЧНОЙ ТРУД(1-3 классы) РУЧНОЙ ТРУД НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ (4 класс)Пропедевтический период профессионально-трудового обучения. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (5-9 КЛАССЫ) РУЧНОЙ ТРУД(1-3 классы) Цель: - формирование первоначальных трудовых умений и навыков;-изучение индивидуальных трудовых и психофизических возможностей учащихся, формирование у них готовности к трудовой деятельности. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ Формирование элементарных трудовых навыков, используемых в быту и повседневной жизни РУЧНОЙ ТРУД НА БАЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ (4 класс)Пропедевтический период профтрудового обучения. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ Швейное дело Столярное дело Цель: -формирование начальных трудовых умений и навыков;- определение трудовых возможностей ребенка для дальнейшей его профессиональной ориентации;-обучение выполнению простейших приемов работы с использованием оборудования, инструментов на базе швейных и столярных мастерских. Вязание, вышивание, мягкая игрушка, цветоделие, бисероплетение, макраме, выжигание. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ (5-9 КЛАССЫ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕОБРАЗОВАНИЕ Швейное дело Столярное дело Цель: -повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности (формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых умений); -профессиональная ориентация учащихся для более успешной социальной адаптации после окончания школы. Вязание, кулинария, вышивание, мягкая игрушка, цветоделие, бисероплетение, макраме, выжигание, выпиливание. Рукоделие Уроки профессионально-трудового обучения в 5-9 классах проводятся в специально оборудованных школьных мастерских, оснащенных необходимыми станками, швейными машинами, оборудованием и инструментами. Профессиональная ориентация Общественно-полезный труд. Труд по самообслуживанию. Формирование общих трудовых навыков и умений. Трудовое воспитание Цель трудового воспитания: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме. Формирование общих трудовых навыков и умений. Выполнение трудовых заданий и поручений, соответствующих возможностям учащихся.Овладение определенными приемами и навыками трудовой деятельности в процессе выполнения творческих заданий во внеурочное время. Труд по самообслуживанию. Формирование трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем.Формирование представлений о трудовых обязанностях в быту и семье, осознанного отношения к соблюдению санитарно-гигиенических норм.Воспитание самостоятельности и ответственности за порученную работу, творческого отношения к труду. Общественно-полезный труд. Формирование навыков трудовой коллективной деятельности.Выполнение практических работ, направленных на благоустройство школы-интерната и прилегающей к ней территории.Организация дежурства по классу и школе, занятия в кружках технического творчества и декоративно-прикладного искусства, участие в проведении конкурсов, соревнований «Лучший по профессии». Профориентационная работа Экскурсии на предприятия города с целью ознакомления с различными профессиями.Беседы о профессиях, встречи с представителями различных специальностей.Тесная связь с Центром занятости населения, профессиональными училищами. Трудовое обучение и воспитание – неотъемлемая часть коррекционно- образовательного процесса в специальной школе Труд помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия у учащихся об окружающем их мире, социальной значимости труда. У воспитанников школы-интерната формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией. В школе-интернате VIII вида. №1 г. Новочеркасска ежегодно проводится традиционный областной конкурс «Лучший по профессии» среди воспитанников коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Учащиеся школы в течение ряда лет отмечались призовыми местами:2009-2010 учебный годСтолярное дело - I местоШвейное дело – III место2010-2011 учебный год.Столярное дело – II местоШвейное дело – I место2011-2012 учебный год.Столярное дело – I местоШвейное дело – IV место2012-2013 учебный год.Столярное дело – I местоШвейное дело – II место Свое продолжение трудовая и профессионально-трудовая подготовка находит в деятельности Центра дополнительного образования, в которую вовлечены более 80% учащихся школы-интерната Работы учащихся по всем направлениям трудовой деятельности ежегодно демонстрируются на школьных, городских и областных выставках детского технического творчества и декоративно-прикладного искусства, где неизменно отмечаются дипломами, почетными грамотами, званиями Лауреата. Трудоустройство выпускников 9 классов с 2011 по 2014 год Пусть человек трудится не только для того, чтобы добыть хлеб и одежду, построить жилище, но и для того, чтобы рядом с его домом всегда цвели цветы, дающие радость и ему, и людям, чтобы уже в годы детства человек трудился для радости. /В.А.Сухомлинский/