Презентация к уроку русского языка. Сочинение по картине И. Э.Грабаря Февральская лазурь


Смирнова Ольга Алексеевна МОУ Лучинниковская оош2011 Интегрированный урок(русский язык+литература+изо+музыка) 1.Учить обучающихся видеть прекрасное в обыденном, учить «читать» картину, (т. е. определять её тему и идею; осмысливать её содержание; подбирать точные слова для описания.) 2. Учить создавать текст – описание. 3. Развивать эстетический вкус и эмоциональность. 4.Подготовить материал для сочинение. Игорь Эммануилович Грабарь(1871-1960)-выдающийся художник – пейзажист. И.Э.Грабарь был архитектором, замечательным реставратором. Но главным его призванием - была живопись. И. Грабарь учился в Петербургской академии художеств, и одно время его учил И. Е. Репин. До революции И. Грабарь был директором Третьяковской галереи. Сейчас картины художника хранятся в Москве в Третьяковской галерее и в Санкт - Петербурге в Русском музее.И. Грабарь был выдающимся художником портретистом и пейзажистом. Обучены рябины и березкиКольцом из тусклой меди ноября, Но их цвета лирически неброски,Интимны, словно краски Грабаря.  ...Расцвечена летучей, быстрой кистью,Колышет осень серебро и медь,Вздыхают элегические листья,И весь пейзаж вот-вот готов запеть.  Еще в венчальном золоте березки,Но вьется снег, им косы серебря...Они стоят, — мечтательны, неброски,Как краски на полотнах Грабаря. (Отрывок из стихотворения поэта Эдуардаса Межелайтиса «Пейзаж России») Пейзаж – рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам У каждого человека и у каждого художника есть свое любимое время года. Как вы думаете, какое время года больше всего любил И. Грабарь? Когда художник вернулся из-за границы, он написал: «Я прочувствовал - до чего дорога мне родная страна. Я был просто влюблен в каждую березку, в лужайки, перелески, столь давно не виденные. Но особенно потрясла меня увиденная мною после долгого перерыва русская зима - белая, солнечная. Я все забыл и, поселившись в деревенской глуши, с утра до вечера сидел перед складным мольбертом на свежем воздухе, пытаясь разгадать тайну нашей милой, единственной по красоте природы». Работа с текстом. Картину «Февральская лазурь» И.Грабарь писал зимой-весной 1904 г. у друзей в Подмосковье. И.Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества. После «Февральской лазури» Грабарь в течение нескольких месяцев работал запоем, занимаясь темой весеннего снега, уже тронутого солнцем и несущего на себе ажурные тени, следы людей и лошадей, «оркестровые симфонии красок и форм». Так был создан «Мартовский снег» - пейзажный этюд, в который буквально вбежала крестьянская девушка в синей кофте и розовой юбке, с ведрами и коромыслом в руках. В один сеанс возникла эта картина, которая составила славу художника. …сколько света, солнца, воздуха в этой картине. Кажется, ничего особенного нет, обыкновенный русский пейзаж - такой, какой можно встретить в любом уголке России. Но в этом-то заключается искусство художника, в простом пейзаже увидеть самое замечательное, самое красивое и передать его людям.Художник рассказывал о необычном утре, когда, каза­лось, что природа «праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу». Как вы понимаете эти слова? Рассмотрите картину (репродукцию с картины). УДАЛОСЬ ЛИ ЭТО ХУДОЖНИКУ? Рассмотрите березы. Как они расположены? Что мы видим вдали? Опишите лес.Рассмотрите березу на переднем плане. Опишите ее. Слова И. Грабаря: «Я стоял около дивной березы, редкостной по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с по­верхности снега, я обомлел от фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные лазурью неба... Если бы хоть десятую долю этой красоты передать...» Как назвал художник свою картину?Что такое лазурь?  Почему так названа картина? Что хотел нам показать И. Грабарь в картине?Какая главная тема описания картины? небо воздух голубое, как шатёр, прозрачное, высокое, лазурное, бирюзовое бодрящий, чистый, прозрачный, жжёт, колется снег блестит, сверкает, разноцветным огнём, голубой, рыхлый, покрыты полотном, пухлой пеленой, шёлковым ковром, великолепным ковромбелые шубы, кружевные шали, узор из бус, праздничные наряды, в серебре, пронизаны светом понравилась, глубоко взволновала, произвела большое (неизгладимое) впечатление, запомнилась, привлекло мое внимание, запечатлелось в памяти, запала в сердце и память; интересный — увлекательный, занимательный, любопытный; описывать — обрисовывать, рисовать, очерчивать; изображать, показывать, рассказывать о ..., знакомить с ..., вводить в ...  Как выразить свое отношение к картине? Составь предложения , используя данные ниже слова: 1. Вступление (название картины, автор, его любимое время года, февраль – последний зимний месяц).2. Основная часть. Описание картины:а). Берёзовая роща, освещенная солнцем.б). Лес на заднем плане картины.в). Берёза, изображенная снизу.г). Небо.д). Воздух.е). Снег .3. Заключение. Художник – мастер своего дела. Мое отношение к картине. А сколько незамеченных примет! Но каждый видит: исчезают тени, Сочней и ярче свет, и пахнет снег, Как лепестки сирени. (А. Петров-Агатов) Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл — и вот самаИдет волшебница зима. (А. Пушкин) Здравствуй, русская молодка,Раскрасавица - душа,Белоснежная лебедка,Здравствуй, матушка зима! (П. Вяземский) Зимы покров однообразный Везде сменил наряд цветной, Окован сад броней алмазной Рукой волшебницы седой. (П. Вяземский) Здравствуй, в белом сарафанеИз серебряной парчи!На тебе горят алмазы,Словно яркие лучи. (П.Вяземский) Пейзаж.Зимний, морозный.Притягивает, завораживает, зовет.Зимние пейзажи Грабаря околдовывают.Сказка.